История о том, как изобретение может открыть целую индустрию.
Немецкий ученый Оскар Барнак собирал свое детище 8 лет. Первая рабочая версия камеры появилась в 1913 году. Изначально предполагалось использование в качестве портативного экспонометра для киноаппаратуры, – в те времена не было люксметров, экспонометров и прочей штуки, которая сейчас есть даже в домофоне.
Чтобы не испортить много пленки, приходилось ухищрятся и определять правильный уровень освещения подручными средствами. Изобретение позволяло в короткие сроки и без особых временных затрат (не мгновенно, но быстрее, чем обычно) выставить необходимые параметры и запустить съемку. В общем, пришлось как раз кстати. Идея использовать прототип в качестве фотоаппарата для коммерции пришла немногим раньше, но предстояло решить некоторые проблемы. Фотоаппарат назван был сокращением от Камера Лейтца (Leitz Camera). Так как изобретатель работал в фирме Эрнста Лейтца.
Тогда же и был изобретен формат кадра 24х36 мм. Кинопленку взяли и поместили в катушку, нарезав по два метра, а потом спроектировали нормальный объектив. Идея использования фотокинопленки казалась не очень заманчивой, так как в среде фотографов того времени бытовало мнение, что только на пластины и большие фотоаппараты можно получить хорошее качество. Новую камеру оснастили затвором с широким диапазоном выдержек, и видоискателем. А в последствии модель приобрела еще и дальномер.
Представление камеры на рынке произвело эффект бомбы. Не такой, конечно, ажиотаж, как сейчас на распродажах айфонов, но достаточно крупный для аналоговой эпохи. Это был не рывок, а прорыв. Представь себе, сколько на своем горбу тащил фотограф того времени на съемку. Огромная камера, пластины, штатив, и прочие приблуды.
В большинстве своем для фото открывали фотостудию, так как таскать с собой фотоаппарат, пластины и эмульсию на место съемки, а еще и путешествовать при этом, смог только С.М. Прокудин-Горский, фотограф самого Царя. Даже не сколько фотограф, а химик и изобретатель. А тут – все, что тебе необходимо умещается на ладони. Работает тихо, снимает мгновенно. Места не занимает и даже помещается в кармане штанов. Самое главное – огромная экономия времени и средств на проявку.
После Второй Мировой Войны многим фирмам, ранее работавшим на военку пришлось перепрофилироваться. Лейку копировали все, кому не лень. В огромных количествах это делали в СССР. Но и кое-кто, ныне не маленький, начинал путь с производства копированием немецкого изобретения (Canon, made in Occupied Japan). А ваш православный Никон делал для них объективы, пока не догадались открыть свое производство.
Помимо компактной камеры и нового формата изображения, в последствии было произведено множество дополнительных приборов, в том числе для проявки. Но это уже совсем другая история.
Вот такой локомотив любительской фотографии.
/2015/01/oskar-barnack-1879-1936/