Подлодка-музей в г.Вытегра. Заложена 1 июня 1970 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Спущена на воду 16 сентября 1970 года.
16 января 1971 года после сдаточных испытаний вошла в состав 211-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Северного флота СССР. В 1971—1972, 1973—1974, 1977 и в 1983 годах выполняла боевые задачи в Средиземном море, в 1982 в Баренцевом и Норвежском морях, в 1984 в Северо-Восточной Атлантике.
В январе-июле 1988 года осуществляла групповой поиск подводных лодок ВМС НАТО совместно с Б-396 «Новосибирский комсомолец» и Б-401 «Новосибирск». 12 августа 1989 года на глубине 80 м Б-440 попала в трал норвежского рыболовецкого траулера «Орион» к юго-востоку от острова Медвежий. Сеть была снята силами личного состава судна, позднее лодка ушла в подводное положение, при переговорах голосом капитан национальную принадлежность скрыл. Основными причинами происшествия признаны безграмотное маневрирование и неоправданное сближение с целями.
В 1990—1995 гг. проходила капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. В 1994 году перечислена в состав Балтийского флота и зачислена в состав 25-й бригады подводных лодок 4-й дивизии учебных кораблей. В 1998 году исключена из состава флота и передана для утилизации.
В 2003 году было принято решение установить подлодку в качестве музея г. Вытегра. В 2003 году началось переоборудование в музей на Кронштадтском морском заводе, что было завершено в 2005 году. Большая часть отсеков сохранена полностью, остальная часть использована для эксплуатации музея. В Вытегорском заливе произведены дноуглубительные работы — необходимое условие для приема судна, которое ошвартовалась у береговой черты. В Вытегру подводная лодка была доставлена по акватории Ладожского и Онежского озёр. 10 декабря 2005 года подводная лодка стала базой для Музея боевой славы моряков.
5 лет сборов, и вот оно – бездыханное тело субмарины, выброшенное на берег, на радость приезжему глазу.
Как добирались песня отдельная, но короткая – дороги хороши, до самой Вытегры и мимо нее, а вот по Вытегре… Я, конечно, ожидал большего. Местами укладывают новый асфальт, но сам путь до вокзала с лодкой (уже подсказка, так как по карте не понятно куда ехать), это убитая тропинка, похожая на пешеходник, среди деревьев и деревяшек.
Ни указателей, ни обозначений. Пробираешься, видишь речной вокзал, выходишь в проливной дождь из машины, идешь смотреть на инфографику. О, да мы же рядом. Просто из-за деревьев ничего не видать. Б-440 стоит на мелководье, приварена к пирсу
Здание вокзала выглядит так, как будто ты опоздал сюда примерно на 30 лет. Сама лодка, это конечно, шедевр Советского промышленного зодчества. Подумать только, сколько умов было задействовано в проектировании и постройке, в голове не укладывается.
Лодка, как лодка, только дизельная. Огромных размеров, после Д-2 в Питере даже как-то странно ощущается не совсем стесненная обстановка внутри. Ходить можно не пригибаясь – все, что мешало – выпилено. даже стойкого запаха соляра нетути.
Успевшей стать классикой музеев – уголок ВОВ, даже если музей не профилируется на ВОВ. Часть отсеков демонтирована, например, аккумуляторный полностью освобожден и переделан в музей, дизель-электрический подтоплен – вниз не пускают, а вместо дизеля из пола торчит непонятное нечто. Возможно, дизель внизу, а это снятая клапанная крышка, и я что-то не понимаю. Подскажите. Большинство кабельных трасс срезано, и приборы посреди стен смотрятся сиротливо. В боевую рубку проход закрыт по техническим причинам (тоже самое я видел и на Д-2, видимо боятся что кто-то навернется).
Зато перископ поднят, и в него можно НИЧЕГО НЕ УВИДЕТЬ. Кто-то уже увидел, на его век хватило. Набережная, уложенная когда-то давно плиткой, местами покосилась и… мы как раз были в дождь, и в дождь по ней пройти в легкой обуви просто нереально – все провалилось и находится под водой, не меньше, чем по щиколотку. Чтобы попасть наверх, злая тетя-смотритель нас послала в обход лодки, в аккурат по утонувшей плитке. За что мы ей всем составом благодарны – промокло все.
Увы, прием не порадовал, как и не порадовало синее тело на территории музея. Стреляло сигареты и рассказывало, как оно вчера с мужиками гоняло на этой самой лодке по заливу. Местный колорит. Но в целом, спасибо и на том, что в ВО есть возможность посетить музей-подлодку.
Удивительное дело – лодку тащили в Вытегру по акватории Ладоги и Онеги, специально проводили дноуглубительные работы по пути ее следования. Переделывали не на месте, а в самом Кронштадте.
- Координаты – 61.001701, 36.430673
В навигаторе ставить точку именно сюда, так как иначе – ведет в противоположную сторону, а там проезд и проход закрыт. Можно потратить примерно 3 часа на обзор лодки, если не сильно торопиться, и будет хорошая погода. Особенно, если едешь с детьми.