Обзор Fujifilm X-E2

Fujifilm X-E2 была представлена 18 октября 2013 года и заняла место под топовой X-Pro1 в линейке беззеркальных однообъективных камер. Но, как нередко бывает сегодня, камера, которая позиционируется ниже флагмана, может оснащаться более продвинутыми технологиями и эта грань «флагман/не флагман» становиться очень условной. В 2104 году, после презентации Fujifilm X-T1 все стало на свои места и пока что именно X-T1 является «вершиной инженерной мысли» японской компании…

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ:

Признаться, беззеркальную технику Fujifilm я на тест взял впервые, до этого держал в руках только на презентациях новинок, где сложить полноценное мнение о фотоаппарате, прочувствовать его, практически нереально. Забегая вперед, скажу, что давно фототехника не производила на меня такого впечатления и, более того, впервые за несколько лет, мелькнула мысль – а не сменить ли свою беззеркалку и перейти на Fujifilm. Почти весь дальнейший материал будет постом обожания и восхищением инженерами Fuji :).

Итак, поехали…

ВНЕШНИЙ ВИД. ОПИСАНИЕ Fujifilm X-E2:

Камера, которая была передана нам на обзор, видимо, «повидала» много, а те кто брал ее на тесты бережным отношением не баловали. Царапины, грязь, липкие подтеки и прочая прелесть…в общем, знакомство с камерой началось с 2-часовой тотальной чистки. Зато, была возможность, все рассмотреть, прощупать и, как следствие, сделать выводы о том, что:

  • сборка просто безукоризненная, корпус производит ВАУ-эффект, все идеально собрано – никаких люфтов, скрипов, зазоров. Он достаточно увесистый, при этом  хорошо «сидит» в руке, несмотря на не большой выступ накладки на рукоятке для хвата.
  • материалы (металл, отделка “под кожу” и софт-тач на месте хвата камеры) дают ощущение «породистости» аппарата. Подобные эпитеты приходили в голову только, когда брал в руки аппараты Leica.

Первое, что бросается в глаза – наличие большого количества механических элементов управления. Поискав пару минут привычный рычажок или пункт меню предустановленных режимов P,A,S,M, а заодно и не увидев нигде активизации режима видеозаписи, стало понятно, что без прочтения мануала – никак не обойтись).

На лицевой части устройства располагается трехпозиционный рычажок переключения режимов фокусировки: S – покадровый автофокус, С – следящий автофокус и М – ручная фокусировка. Это значительно удобнее, чем переключение посредством пункта меню.

Верхняя грань, вернее правая ее часть, снабжена, традиционно для Fujifilm, двумя большими дисками переключения – колесом управления компенсацией экспозиции (от -3 до +3 с шагом в 1/3 ступени) и переключатель выбора длины выдержки. Диапазон значений от 1/4000 до 4 секунд и несколько режимов. Режим “T” (Тime – ручная установка длины выдержки), режим “В” (режим Bulb) и “А” (автоматическая установка выдержки). На диске нанесены не все возможные варианты выбора выдержек, промежуточные (меньшее и большее значения с шагом 1/3 ступени) можно установить при помощи колеса управления, либо при помощи клавиш на селекторе (пятикнопочном «джойпаде»). Очень удобно, что отдельно выделено значение «180х» для работы со вспышкой (1/180 секунды – максимальная длина синхронизации вспышки).

Сама вспышка не очень мощная (скорее, стандартная для встроенного решения) – ведущее число 7м при ISO200. Конструкция позволяет отклонять ее на угол 90 градусов вверх при съемке в помещении, для получения отраженной мягкой подсветки.

Также, на верхней панели размещена одна из четырех функциональных клавиш – Fn. По умолчанию, она отдана под включение WiFi в режиме просмотра. В режиме-же съемки ее назначение можно запрограммировать. Кроме того, на верхней же панели расположены отверстия стереомикрофона, горячий башмак и кнопка спуска затвора, опоясанная рычагом включения/выключения камеры. Сама кнопка спуска имеет резьбу для подсоединения традиционного механического тросика дистанционного управления.

Вся задняя панель усыпана большим количеством кнопок, три из которых функциональные с возможностью перепрограммирования – Fn2, AF и AE. Кстати, удобно, что переназначение функций не обязательно делать через меню, достаточно любую из этих кнопок удерживать нажатой более секунды. Под большим пальцем располагаются ключевые органы управления – клавиши блокировки автофокуса AF-L и блокировки экспозиции AE-L, а также (прямо под большим пальцем) управляющее колесо.

Чуть ниже – пятикнопочный селектор и клавиша изменения параметров отображения информации на дисплее – DISP/BACK. Отдельно остановимся на селекторе. В процессе пользования камерой мне показалось, мягко говоря, не логичным решение сделать верхнюю клавишу Macro жестко привязанной, без возможности смены ее функционального назначения. При этом, переназначить нижнюю – AF можно, хотя понятно, что Macro задействуется в более специфичных ситуациях и от случая к случаю (и я бы предпочел перепрограммировать ее на изменение значения ISO, как вариант). Кроме того, продолжительное нажатие центральной кнопки MENU/OK, блокирует клавиши, случайное нажатие на которые в процессе съемки нежелательно.

Выше дисплея – кнопки вызова быстрого меню (Q) и активации вспышки. С левой стороны – клавиши просмотра, выбора режимов съемки – DRIVE, выбора автоэкспозиции – AE, и функциональная клавиша Fn2 (по умолчанию – удаление в режиме просмотра). Две последние, как уже упоминалось, можно переназначить. Ну и наконец – встроенный дисплей (один из двух основных минусов X-E2). Он яркий, хорошо детализированный, с диагональю 3″ и разрешением 1 040 000 точек, с хорошим контрастом и «сочной картинкой», на солнце не слепнущий…но все это скорее норма для современной фотокамеры. Удивление и разочарование вызывает то, что он НЕ СЕНСОРНЫЙ и НЕ ПОВОРОТНЫЙ.

Я уже предвижу реакцию отдела маркетинга Fujifilm, объясняющих, что сенсорное управление совершенно не нужно, так как камера оснащена большим количеством функциональных клавиш, да и вообще это фотокамера, а не смартфон. А то, что он не поворотный – это дань ретро-стилю, да и камера так монолитнее выглядит. Но, с моей точки зрения – это просто закостенелость и не желание идти в ногу со временем, присущее ПОЧТИ всем производителям фототехники, ибо можно привести десяток аргументов в пользу сенсорных поворотных экранов. Хотя, конечно, в угоду стилю, могли бы как вышеупомянутая Leica, и вовсе убрать экран (прецедент уже был – Leica M Edition 60), не исключено, что такое еще увидим:)

Хочется остановиться на моменте, который озадачил меня в первые минуты знакомства с камерой – выбор полуавтоматических режимов P, A, S и мануального M.

Вместе с камерой на тест мы взяли два объектива – китовый Fujinon XF 18-55 мм F/2.8-4 R LM OIS и фикс Fujinon XF14 мм F/2,8 R. Оба объектива оснащены и диафрагменным кольцом и кольцом ручной фокусировки, а китовый зум – естественно, и кольцом трансфокатора. Однако, с ними есть определенные «нюансы». Кольцо диафрагмы не является механическим в прямом смысле. Поворотом кольца мы даем команду электронике камеры использовать некое значение диафрагмы в момент снимка, а не напрямую управляем лепестками диафрагмы, закрывая ее на нужное значение. На оправе фикс-объектива нанесены диафрагменные числа, и мы видим конкретное значение диафрагмы, которое у нас задано в тот или иной момент. Кроме того, на краю диапазона имеется красная буква «А». Если выбрать ее, то ручное управление диафрагмой отключается, и мы выходим из режима приоритета диафрагмы – А.

Но с китовым зум-объективом Fujinon XF 18-55/2.8-4.0 все немного запутаннее:) – именно этот момент поначалу и озадачил. Здесь, диафрагменное кольцо вращается на 360 градусов и его положение не привязано жестко к определенным значениям диафрагмы. Поворачивая кольцо, мы отдаем команду на изменение диафрагмы, но какое именно при этом установится значение – видно только на мониторе камеры (или в видоискателе), так как значения на самом объективе – не нанесены. Это, конечно же, менее наглядно, чем при использовании фиксов XF, с которыми все управление получается предельно “механическим” и мы сразу видим все установленные значения основных трех параметров (выдержки, диафрагмы и экспокоррекции) по положению соответствующих дисков. Так вот, для выхода из режима приоритета диафрагмы у объектива 18-55 используется отдельный переключатель.

Пиктограмма обозначает ручное управление диафрагмой – это это и есть режим приоритета диафрагмы  (который обычно всеми производителями обозначен литерой – А), а красная буква А на переключателе – это автоматическое управления диафрагмой камеры. Соответственно:

  • чтобы активизировать режим А (приоритет диафрагмы)  – колесо выдержки устанавливаем на А, а на объективе выбираем пиктограмму;
  • переключив рычажок на значение А на объективе – мы активизируем режим S (приоритет выдержки), если значение выдержки устанавливается вручную);
  • чтобы активизировать режим P (программный) – выбираем А и на колесе управления выдержки и на объективе;
  • для активизации полностью ручного управления М (ручное управление) – и на объективе и на колесе выдержки переключаемся с А, задав ручные параметры, на линзе, соответственно, выбираем пиктограмму.

Вообще, расположение управляющих элементов спроектировано таким образом, что камерой можно управлять только двумя руками.

На левой грани камеры – заглушка, под которой спрятаны интерфейсные разъемы:

  • микрофонный вход, причем не стандартный, а уменьшенный – 2,5mm (он-же является гнездом подключения проводного дистанционного управления);
  • выход HDMI, позволяющий выводить несжатое видео на внешний приемник;
  • micro USB с поддержкой протокола USB 2.0

Слот карт памяти совмещен с батарейным отсеком – традиционное решение для беззеркальных камер. У него есть один минус – невозможность оперативно вытащить карту памяти и посмотреть отснятый материал на компьютере, если камера установлена на штатив. Поддерживаются карты памяти SD/SDHC/SDXC (UHS-I). Причем, если планируете снимать видео, понадобиться высокоскоростная карточка, минимум class 10.

Имеющийся аккумулятор емкостью 8,7 Вт·ч, согласно данным производителя, может обеспечить на одном заряде 350 кадров. Данные очень похожи на правду. В моем случае, камера «умирала» после 320-330 кадров, но камера не новая, и как была сказано выше, бережным отношением ее не баловали.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ФУНКЦИОНАЛ Fujifilm X-E2:

Fujifilm EX-2 снабжена APS-C сенсором X-Trans II разрешением 16,3 Мп с интегрированными фазовыми датчиками автофокуса. Сенсор способен выдавать 14-битный RAW, что уже не редкость на сегодняшний день, и снимать с чувствительностью в диапазоне от ISO200 до ISO25600, но:

  • по умолчанию диапазон ограничен значением ISO6400;
  • ISO12800 и ISO25600 можно установить только как расширенный диапазон, и только для съемки в JPEG;
  • можно задать предельные лимиты автоматического ISO (от 200 до 6400). Причем, вместе с предельными ISO, можно задать еще и предельное значение выдержки!

Вообще, в повседневной жизни я редко полагаюсь на встроенную обработку, стараясь снимать в RAW. Но в процессе тестирования техники стараюсь включать режим RAW+JPEG и смотреть как камера ведет себя в тех или иных ситуациях. В случае с X-E2 можно сказать, что совершенно справедливо ограничили «нормальное» значение до ISO6400, так как 12800 и 25600 – мало пригодны для использования. Но при этом, вплоть до ISO3200 – шумы минимальные, да и 6400, в общем, выглядит более менее приемлемо.

Баланс белого работает очень корректно при солнечном освещении, но в помещении немного приукрашивает цвета, давая сдвиг в теплые тона. Самих пресетов баланса белого, помимо автоматического и пользовательского – семь. Причем, есть даже пресет – «подводная съемка»!

Гибридный автофокус – гордость компании, и если верить рекламным презентациям, способен фокусироваться на объекте со скоростью до 0,08 секунды. Мне не совсем понятно как такой параметр можно измерять, так как влияние тут будет оказывать не только камера, а и объектив и условия съемки, так что, оставим замеры миллисекунд тем, кому это интересно:) Мои же впечатления от работы автофокусировочной системы – только положительные. Он работает очень корректно и быстро даже в условиях низкой освещенности. Следящий режим очень цепкий и безошибочно ведет объект от края до края кадра.

Вообще, с применением гибридной фокусировки можно сказать, что уже все детские болезни системных беззеркальных камер (как-то неживой автофокус, маленькие матрицы и т.п.) отошли в прошлое, и вечные рассказы апологетов «зеркалок» о их превосходстве уже воспринимаются как мантры сектантов, не более.

Быстродействие обеспечивает «топовый» процессор FujifilmEXR Processor II. Скорость серийной съемки при максимальном качестве (RAW+JPEG) – 7 кадров/сек. Буферной памяти хватает на серию из 8-10 кадров, после чего скорость проседает и съемка происходит со скоростью – 1 кадр/4 секунды. Заполнение буфера на карту Kingston SDXC UHS-I U3 10-го класса занимает около полминуты. В общем – не самые выдающиеся показатели, но более чем достаточные в реальной жизни для реализации любых задач.

Если одно из ваших увлечений, для чего вы планируете приобретение цифровой камеры – это съемка видео, то лучше проходите мимо. Это в первую очередь – фотоаппарат. Все, что касается видео – здесь реализовано, скажем так, не совсем удачно. (И я даже не буду прикладывать фрагменты видео снятые этой камерой.) Да, есть возможность съемки в FullHD с высоким битрейтом, есть возможность тонкой настройки видео… На бумаге все выглядело хорошо, но на деле не все так оптимистично:

  • камера позволяет записывать ролики FullHD – длиной только до 15 минут (обычно и того меньше);
  • довольно скудные настройки видео;
  • активизация видео – только через пункт меню, вызываемый по умолчанию кнопкой – DRIVE;
  • качество самого видео тоже оставляет желать лучшего (на фоне соизмеримых по цене конкурентов)

Интерфейс камеры достаточно простой, а меню настроек не громоздкое и интуитивно понятное. Заложено несколько вариантов представления информации в режиме съемки и режиме просмотра. Из того, на чем стоит остановиться:

  • есть внутренний RAW-конвертор. То есть – отснятый в RAW материал можно при необходимости преобразовать в самой камере, что очень удобно;
  • есть простенький электронный уровень, который представляет собой горизонтальную линию через весь экран;
  • можно программно расширить динамический диапазон снимка (функция D-Range) – для этого есть отдельный пункт меню со значениями улучшения – 100%, 200% и 400%;
  • в ручном режиме фокусировки, отображается шкалы дистанции и глубины резкости, но они очень узкие и плохо читаемые, видимо, рассчитанные только на людей с хорошим зрением;
  • в помощь к ручному фокусу, можно активировать фокус-пикинг (Focus Peaking) или раcслоение изображения (Digital Split Image). Расслоение – что-то вроде электронной реализации Клиньев Додена. С учетом «ретро-стиля» камеры, это решение выглядит уместно, но на практике, оно значительно менее удобно при фокусировке, чем «не ретровый» фокус-пикинг;
  • заложена функция LMO (Light Modulation Optimizer), которая, по заверению производителя, “призвана уменьшить размытие и снижение резкости изображения вследствие дифракции света, проходящего через объектив, особенно в условиях сильно прикрытой диафрагмы”. На практике – это не более чем лозунг из области фантастики. Физику не обманешь – и исправить дифракцию программно нереально, как впрочем, и увидеть реальный результат работы этой функции на практике;
  • можно выставить четыре типа брекетинга – по экспозиции, по ISO, по цветовой схеме и по динамическому диапазону;
  • есть несколько режимов имитации пленки, в том числе и два вида черно-белых.

ПРИМЕРЫ ФОТОГРАФИЙ с Fujifilm X-E2:

ВЫВОДЫ о Fujifilm X-E2:

Fujifilm X-E2 ориентирована на продвинутых любителей и профессиональных фотографов, для которых эта камера будет походно-выходным решением – легким, компактным и очень функциональным. Она предполагает понимание владельцем процессов съемки. Все основные настройки на виду и они закреплены за механическими органами управления, а все дополнительное доступно через меню. При этом – никаких автоматических режимов, никаких встроенных пресетов – кроме тех, которые вы сами можете очень гибко под себя создать, благо настроек (шумоподавление, цвет, резкость, тоновая кривая в светах и тенях) очень много. А то КАК все это разработано, собрано и функционирует, вызывает положительнейшие эмоции…камера настраивает не полагаться на автоматику, все делать осознанно и в мануальном режиме.

ПЛЮСЫ КАМЕРЫ:

  • великолепное качество изображения вплоть до ISO6400;
  • эффектный дизайн (впрочем, это относится ко всей линейке камер Fujifilm), качественно собранный, прочный, монолитный корпус;
  • очень быстрый и цепкий гибридный автофокус;
  • серийная съемка на скорости до 7 кадров/сек;
  • внутрикамерное преобразование файлов RAW в JPEG;
  • четыре типа брекетинга  – по экспозиции, ISO, цветовой схеме и динамическому диапазону;
  • наличие вспомогательных функций ручной фокусировки – фокус пикинг (Focus Peaking) и разделение изображение (Digital Split Image);
  • наличие функций цейтроферной съемки, мультиэкспозиции, расширения динамического диапазона (D-Range) и создания панорам;
  • наличие шкал расстояния до объекта и глубины резкости, а также электронного уровня на мониторе;
  • наличие встроенного модуля Wi-Fi для связи с внешними устройствами;
  • еще очень порадовало то, что Fujifilm комплектуют камеру качественным, под стать камере, штатным объективом, достаточно светлым и добротно собранным.

МИНУСЫ КАМЕРЫ:

  • монитор не поворотный и не сенсорный – это, пожалуй, основной минус;
  • маленький буфер памяти;
  • батарейный блок, совмещенный с разъемом для карты памяти (как следствие невозможность извлечь карту памяти из установленной на штатив камеры);
  • съемка видео, такое впечатление, что реализованная наспех и по принципу «шоб было»;
  • нет GPS, а Wi-Fi для связи с внешними устройствами реализован как и видео (дистанционно камерой управлять нельзя, только обмениваться фотографиями и проставлять гео-теги, полученные со смартфона).

Подводя итоги, хочу сказать, что Fujifilm X-E2 – это, в первую очередь фотоаппарат. Все, что касается фотографирования, доведено в нем до совершенства – начиная от эргономики, заканчивая широчайшими возможностями настройки получаемого изображения и его дальнейшей обработки. А вот весь современный «обвес», которым обросли сегодняшние цифровые камеры (съемка видео, беспроводные возможности и сенсорное управление) – отодвинуто на второй план. Так что «ретро-стиль» – не только во внешности этой камеры, а еще и в ее, скажем так – идеологической направленности. И такой подход вполне имеет право на жизнь. (Давайте вспомним, что относительно недавно NIKON представили свою полнокадровую DF – камеру у которой вообще отсутствуют многие современные функции, но есть поддержка самой старой мануальной оптики.)

  • Опубликовано: 09.06.2015
  • Автор: Кондратенко Андрей