Обзор Fujifilm X-T1

Недавно у меня на тесте побывала камера Fujifilm X-E2, которая произвела вау-эффект и оставила очень приятные впечатления. Тот самый эффект был вызван изначально как тактильными ощущениями, так и внешним видом, которые дополнились в процессе теста еще и восхищением от качества выдаваемой картинки.

Обзор Fujifilm X-T1:

Любителям «читать по диагонали» можно сразу переходить к выводам, так как в плане качества изображения – камеры идентичны, да и вау-эффект от внешнего вида никуда не делся. Но все же, у камер есть определенные отличия, о которых ниже…

Вообще, Fujifilm одной из последних, среди крупных фото-производителей, «запрыгнула» на уже разогнавшийся локомотив беззеркальных технологий в 2012 году. Правда, за последующие 3 года компания успела представить достаточно широкую линейку камер, но, что самое ценное, еще более широкую линейку оптики. Это более чем правильный подход, заслуживающий уважения и говорящий о том, что разработчик не просто предоставляет продукт «потому, что так надо» или потому, что прощупывает рынок, а реально развивает свою технику и дает нам с вами широкий выбор необходимых инструментов на любой карман и для выполнения любых задач. Причем, с линейкой «беззеркальной» оптики Fujifilm, сейчас может потягаться разве что оптика для систем Micro 4/3 и Sony E.

Особым шармом всех беззеркалок от Fujifilm с момента их анонса был ретро стиль (сейчас, не в последнюю очередь их стараниями, это уже не редкость) и стилизация камер «под дальномерки». X-T1 – это первая камера Fujifilm, выполненная в формате псевдо-зеркалки.

Нужно сказать, что выглядит она просто шикарно. Камера увесистая, а благодаря выступающей батарейной ручке очень хорошо сидит в руке. Корпус монолитный, ничего не люфтит и не скрипит. Разве что пластиковые дверки, закрывающие разъемы и карточный слот, несколько дисгармонируют, но только тактильно. Внешне – все безукоризненно.

Камера не снабжена встроенной вспышкой, вместо нее в комплекте идет маленькая складная внешняя, которая одевается на горячий башмак. На тест ее, к сожалению, не предоставили – так что об её работе ничего сказать не могу.

Опять же, это первая влагозащищенная и морозоустойчивая камера, способная нормально работать при температуре до -10. И на тест, вместе с ней, Fujifilm предоставили один (всего их – четыре) из своих топовых влагозащищенных объективов – FUJINON XF50-140mm F2.8 R LM OIS WR.

Отличительной особенностью всех камер серии Х является большое количество механических органов управления. В случае с Х-Т1, их концентрация достигла апогея :) Вся камера буквально усеяна колесиками, кнопками и регуляторами. Описывать функциональное назначение каждого элемента смысла нет, так что  я кратко остановлюсь только на особенностях.

Традиционно, есть колесо изменения выдержек, но кроме него добавилось еще и колесо регулировки значений ISO. Оба с кнопкой блокировки, защищающей от случайного сдвига. Причем, колесо выдержек блокируется только в режиме А, в остальных вращается свободно. Решение разумное, так как если бы блокировались все положения, пользоваться им было бы неудобно.

При этом, колесо регулировки экспокоррекции блокировочной кнопкой не снабжено. И если в случае Х-Е2, оно было утоплено в корпус так, что случайно его не зацепишь, то здесь я неоднократно, быстро доставая камеру из кофра, сдвигал его. И только увидев в видоискатель, что «что то не то», обращал внимание, что экспозиция скорректирована… в общем можно потерять пару секунд, а с ними и хороший кадр.

Супер удобное решение, которого не хватало Е-Х2, это наличие механического колеса DRIVE (напомню, в Х-Е2 это кнопка). На DRIVE-е все режимы съемки – от серийной и брекетинга до мультиэкспозиции и создания панорамы. Само колесо – под регулятором ISO.

Также порадовало наличие механической установки режима замера экспозиции (колесико под диском выбора выдержки). Это тоже очень удобно, так как всегда на виду и можно моментально переключиться для сравнения оценки.

Понятно, что без всей этой «механики» можно и обойтись, организовав все управление через программное меню с выводом информации на экран. И ладно, если есть хотя бы дополнительный информационный экран (как на «не бюджетных» зеркалках) на который выводятся и всегда видны основные параметры, потому как основной дисплей (в моем, по крайней мере случае) отдан всегда под отображение реальной картинки, а еще чаще просто отключен для экономии заряда. Но однажды попробовав аналоговое «фудживское» управление, начинаешь ловить себя на мысли, что с остальными фотокамерами «что-то не так» и управление ими какое-то неудобное.

Появилась отдельная клавиша помощи в ручной фокусировке – Focus Assist. Суть в том, что камера приближает часть области изображения вокруг точки фокусировки, благодаря чему можно увидеть, попали ли мы в «фокус». Сама по себе идея замечательная, но я регулярно цеплял ее большим пальцем. После, кнопку Focus Assist нужно нажать еще раз, чтобы вернуть все «как было»…опять же потеря драгоценных секунд, а с ними и нервных клеток.

А самая “засада” заключается в том, что это одна из очень немногих кнопок, которую нельзя переназначить. При том, что программируемых кнопок у камеры – шесть. Это все четыре кнопки джойстика, одна на передней части корпуса и одна на верхней.

Вообще, у Fujifilm, просто какая-то тяга делать определенные функциональные кнопки неизменяемыми (со спорным назначением функций) и потом смотреть на удивленную реакцию пользователей от такого «ноу хау». (У Х-Е2 кнопка вверх 4-х позиционного джойстика отвечает за включение режима MACRO, она тоже не программируемая – странное и не логичное решение, как мне показалось).

И еще пара моментов. Все клавиши максимально утоплены. Это сделано, видимо, в угоды стильному внешнему виду. Так что обладателям крупных рук и не тоненьких пальцев придется какое-то время адаптироваться, чтобы в них «попадать».

Кроме того, кнопки Fn2 (по умолчанию – включение WiFi) и кнопка активации видеозаписи для меня были вообще труднодоступны. Производитель, видимо, как бы намекает, что это фотоаппарат, а не видеокамера и не для видео он создавался :)

У Х-Т1 появился синхроконтакт для подключения студийного света. При том, что у остальных камер был архаичный резьбовой разъем подключения тросика механического дистанционного управления – здесь же его зачем-то убрали. Это как бы еще раз заостряет внимание на профессиональной направленности камеры. Но вот как раз со студийной съемкой в процессе теста возникали вопросы.

В отличие от зеркалок, которые видят реальную картину «как есть», для электронного видоискателя при пилотном освещении света не хватает и происходящее видно значительно хуже. Это особенность, к которой нужно привыкнуть. В случае с Х-Т1 все еще интереснее. Баланс белого «По вспышке» не предусмотрен вообще, а пилотный свет камера понимала «по своему», сильно искажая цветовую температуру «в желтизну». Поначалу это просто вводило в ступор, да и потом было непросто привыкнуть к этой «особенности».

А разработчикам Х-Т1 хочется сказать, что если уж они предполагают, что камерой можно снимать в студии, то нужно доводить «до ума» все аспекты работы, а не останавливаться только на синхоразъеме для студийного света.

Хотя сам видоискатель просто шикарный. Он действительно огромный с прекрасной детализацией. Из других его приятных особенностей:

  • во первых, можно разделить изображение на 2 части, на одной будет выведена реальная картинка, а на вторую увеличенная область. Для ручной фокусировки – это очень удобно;
  • во вторых, при переворачивании камеры в портретный режим, вся информация тоже переворачивается – мелочь, но удобная. По крайней мере, ни у кого из конкурентов подобного еще нет.

Впервые (и наконец-то) Fujifilm снабдили свою камеру поворотным дисплеем. Его можно повернуть на 90 градусов при съемке «от пола» и на 45 градусов – если снимаете что-то над головой. В общем-то, с учетом хороших детализации и углов обзора, этого должно быть более чем достаточно для любых творческих задумок. Экран не сенсорный, но с учетом огромного количества органов управления – это не критично.

Есть шанс, что хотя бы к третьему поколению, для серии X-T все-таки наступит 21-й век и мы увидим сенсорный дисплей от Fujifilm :)

Все, что касается качества изображения, в полной мере было рассмотрено в обзоре X-E2. У Х-Т1 та же самая, что у Х-Е2, 16-мегапиксельная X-Trans CMOS II матрица собственной разработки, c диапазоном чувствительности ISO200 – ISO6400 (расширяемым до ISO100 внизу и до предела ISO25600). Расширенные диапазоны не позволяют снимать в RAW. Это, кстати еще одна причина, почему Х-Т1 сложно отнести к профессиональному сегменту.

В двух словах – у Х-Т1 прекрасное качество изображения и очень широкий динамический диапазон. Открывать RAW-файлы в Adobe Lightroom и видеть, КАК их можно «вытянуть» – одно удовольствие. Ниже – пример обработанных фото для наглядности (слева – сырые фото, справа – обработанные).

Кроме того, у Х-Т1 такая же, как и у Х-Е2, система фокусировки – гибридная с 49-ю контрастными зонами и вспомогательными фазовыми датчиками. По заверению Fujifilm, Х-Т1 должна фокусироваться еще быстрее. В реальных условиях камера действительно очень шустрая и автофокус не подводит. Режимы следящего автофокуса, как и фокусировка «по лицу» работают отлично и здорово помогают в определенных условиях.

X-T1 – это первая камера, способная работать со сверхбыстрыми новыми картами памяти SD UHS-II. К сожалению, пока они представлены очень мало, да и стоят как «крыло от самолета», потому проверить дает ли какой-то прирост скорости их использование, пока возможности не было.

Ну и последнее – у X-T1 есть Wi-Fi с нормально реализованной функциональностью. Для реализации всех возможностей нужно скачать и установить на свой планшет или смартфон приложение Fujifilm Camera Remote. С его помощью можно дистанционно управлять съемкой, регулировать некоторые настройки камеры, передавать фотографии с камеры на мобильное устройство и проставлять геотаргетинг для снимков (так как встроенного GPS в камере нет). Я бы сказал, что наконец-то, это интуитивное, простое в установке, «по человечески» реализованное решение, не уступающее «передовикам» рынка (прежде всего Panasonic Lumix), которым удобно пользоваться.

ПРИМЕРЫ ФОТОГРАФИЙ:

Для полноты ощущений, камера тестировалась в разных условиях – на улице в светлое и темное время, в помещении с искусственным приглушенным светом, в студии. Дальше – фотографии (для более детального изучения – они кликабельны).

ВЫВОДЫ:

ПЛЮСЫ КАМЕРЫ:

  • прекрасный внешний вид;
  • монолитный влаго-морозоустойчивый корпус из магниевого сплава;
  • огромный функциональный видоискатель;
  • поворотный дисплей;
  • великолепное качество изображения вплоть до ISO6400;
  • очень широкий динамический диапазон;
  • очень быстрый и цепкий гибридный автофокус;
  • серийная съемка на скорости до 8 кадров/сек;
  • внутрикамерное преобразование файлов RAW в JPEG;
  • наличие вспомогательных функций ручной фокусировки – фокус пикинг (Focus Peaking) и разделение изображение (Digital Split Image);
  • наличие функций цейтроферной съемки, мультиэкспозиции, расширения динамического диапазона (D-Range) и создания панорам;
  • наличие шкал расстояния до объекта и глубины резкости, а также электронного уровня на мониторе;
  • отличная реализация функционала Wi-Fi;
  • поддержка новейших карт памяти USH II.

МИНУСЫ КАМЕРЫ:

  • дисплей не сенсорный;
  • маленький буфер памяти;
  • съемка видео реализована «для галочки»;
  • огрехи с балансом белого при съемке в студии с пилотным светом (придирка, возможно, но раз камера позиционируется как профессиональная – это минус)
  • нет GPS

Fujifilm X-Т1 ориентирована на продвинутых любителей и профессиональных фотографов, при чем даже тех, которые планируют фотографировать и в экстремальных условиях. Так что можно смело брать ее в поход или на репортаж при плохой погоде – дождь и снег ей не страшен (в связке с такими же защищенными WR-объективами).

Ее приятно держать в руках, в процессе съемки получаешь эстетическое удовольствие как от управления, так и от скорости работы. Видоискатель – вообще отдельная тема. На ближайшее время он, явно, станет отправной точкой для сравнения и тестов – как эталон качества. Кроме того, X-T1 выдает прекрасное качество изображения – высокодетализированное, четкое, а динамический диапазон снимков позволяет «вытащить» буквально любой кадр. Это при том, что экспозамер работает выше всяких похвал даже в сложных условиях, так что можно не особо опасаясь снимать в JPEG, если, например, нужно сэкономить место на карточке или понизить чувствительность до ISO100.

Как и Fujifilm X-E2, XT-1 – это в первую очередь фотоаппарат, в котором все (за исключением незначительных огрехов) доведено до совершенства, а съемка видео отодвинута на второй план. Хотя, глядя на то, как быстро компания устраняет недоработки и развивает свою технику – думаю, это ненадолго. Мне камера очень понравилась, это тот девайс, с которым хочется снимать и экспериментировать. А взяв в руки оптику, уже не в первый раз задумываюсь, не сменить ли систему.

  • Опубликовано: 10.08.2015
  • Автор: Кондратенко Андрей