Дореволюционную фото-периодику условно принято делить на три «хронологические» группы
- 1858-1878 гг.
- 1880-1903 гг.
- 1904-1918 гг
Потребность в специальных фотоизданиях в России появилась достаточно рано. В 1858-1859 годах художник Оже издавал в Санкт Петербурге журнал «Светопись». Интересно, что фотография в нём рассматривалась как изобразительное творчество, наряду с живописью и графикой. Одновременно журнал утверждал, что «фотография может быть наукою и ремеслом»: всё зависит от цели, с какой предпринимаются фотографические работы. В хронике «Светописи» помещались сообщения о деятельности зарубежных фотографических обществ и событиях из жизни русской фотографии. Журнал изготовлял для продажи подписчикам и читателям портреты русских писателей – Д. Григоровича, Н. Некрасова и других. В 1863 году в Твери выходит художественно-литературный журнал П. Архангельского «Фотографическая иллюстрация», который включал редкие снимки русских фотографов, запечатлевшие архитектурные достопримечательности.
В том же году при солидном журнале мануфактур и торговли «Промышленность» появилось приложение- «Фотографическое обозрение». Его редактировал один из пионеров русской светописи А. Фрибес. С 1864 года Фрибес стал самостоятельно издавать «учёно-технический» журнал «Фотографъ», просуществовавший до 1866 года. Стремясь сделать своё издание «полным отражением» состояния светописи, редактор помещал в нём серьёзные статьи русских и иностранных авторов, а так же учредил фотолабораторию с целью испытания пропагандируемых фотоспособов и фотоматериалов, публикуя подробные отчеты о проведенных опытах. В 1867 году выходил журнал «Фотографический вестник». Это был всего лишь перевод журнала Берлинского фотографического общества под редакцией Г. Фогеля. Хотя он и приобщал отечественных мастеров к достижениям европейской фотографии, состояние фотодела в России отражал мало. В 1865-1870 годах владелец «Центральной фотографии» в Петербурге А. Бауман издавал «Фотографическое обозрение» – своего рода бюллетень по техническим вопросам: рецептам, принадлежностям и т.п. Два года (1877, 1878) при журнале «Свет», редактировавшимся профессором Н. Вагнером, издавалось приложение «Светопись».
В нём, едва ли не впервые для русского читателя, были опубликованы очерки о Ньепсе, Дагере, Тальботе, пропагандировались достижения европейских и русских фотографов, рекламировались отечественные фотомастера, например, В. Каррик. Относя фотографию к «печатному делу в обширном значении этого слова», журнал «Обзор графических искусств» (1878-1882), помещавший практические сведения для печатников, одновременно вел интересную хронику из жизни русской фотографии. В этом журнале подробно описана история организации пятого, фотографического, отдела в Русском техническом обществе (1878), рассказано о его заседаниях, например, об опытах с объективом, изобретённым замечательным фотографом-самоучкой И. Болдыревым.
Сначала протоколы заседаний фотографического отдела РТО печатались в «Записках Русского технического общества». В 1880-1884 годах фотоотдел РТО издавал собственный журнал «Фотограф» под редакцией В. Срезневского. В нём давались сведения о всех наиболее важных фотооткрытиях в России и за границей, сообщалось содержание иностранной литературы и периодики, подробно освещались события фотографической жизни как в столицах, так и в провинции, где активно начали зарождаться кружки и объединения.
«Фотограф» был журналом для профессионалов. Для профессионалов был рассчитан и журнал «Фотографический вестник», выходящий под редакцией П. Ольгина (1887-1911).
Первым изданием, рассчитанным на массового читателя, был популярный в России журнал «Фотограф-любитель». С 1890 по 1906 год его редактировал А. Лавров, автор многих пособий (типа «Карманная книга фотографа, практика и любителя»,1893), а так же «Указателя русской литературы по фотографии с 1836 по 1903 годы», вышедшего в двух выпусках в качестве приложения к журналу. Поставив задачу просвещения русских фотолюбителей, Лавров писал о новостях мировой фотографии, особенно активно пропагандируя отечественные усовершенствования и изобретения. Обогащали читателей подробные отчеты и рецензии о международных художественных фотовыставках. В них Лавров рассматривал образцы европейского фотоискусства – работы Надара, мастеров лондонского клуба «Камера». Он стремился к тому, чтобы достижения мастеров запада обогащали творчество его соотечественников.
К концу XlX века фотографических обществ в России становилось всё больше. Но не все из них могли себе позволить иметь журналы. Если, например, Русское фотографическое общество в Москве стало издавать свои «Известия» уже в 1903 году под редакцией профессора Московского университета П. Преображенского, то организованное в 1892 году Одесское общество лишь в 1915-1916 годах сумело наладить выпуск «Русского фотографического вестника». Поэтому «Фотограф-любитель» избирался первоначально в качестве печатного органа многих обществ страны. Это сотрудничество-печатание уставов, отчётов о заседаниях, выставках, конкурсах- было важной миссией в деле консолидации русской фотографии.
В 1906-1909 годах «Фотограф-любитель» редактировал С. Прокудин-Горский. Крупнейший в России специалист по цветной фотографии, о которой он вслед за А. Люмьером делал два доклада в 1906 году на Римском международном конгрессе прикладной химии, Прокудин-Горский основной задачей журнала считал пропаганду цветной съёмки и печати. Но ранняя цветная фотография была делом дорогостоящим, занимались ею в России немногие. Несмотря на многочисленные цветные иллюстрации, «Фотограф-любитель» вскоре не выдержал конкуренции с другими фотожурналами и, к сожалению, прекратил своё существование.
В начале нашего века, наряду с каталогами и прейскурантами, фотожурналы стали выпускать владельцы фабрик, мастерских, магазинов Петербурга и Москвы. Например, «Фотограф-практик» (1907-1908) торгового дома Н. Атамасова, «Вся Россия» (1904-1908) фабрики М. Фреланда, «Фотографический листок» (1906-1917) торгового дома М.Иохима, «Фотографические новости» (1907-1918) фирмы И. Стеффена.
В изобилии печатающие заметки о камерах, объективах, фотопринадлежностях, с целью «давать покупателю чисто практические указания», эти журналы, конечно, служили коммерческим интересам финансировавших их фирм. Однако их программа была шире рекламы. Они в разной степени профессионализма, освещали задачи развития фотографии на современном этапе как в России, так и за рубежом. Особенно это касается петербургского журнала «Фотографические новости». Специалисты отмечают, что такие журналы много сделали для популяризации в России технических и промышленных усовершенствований.
В предлеволюционное десятилетие «Фотографические новости» в известной мере соперничали с журналом «Вестник фотографии» -печатным органом самого авторитетного в стране Русского фотографического общества в Москве, учреждение которого в 1896 году было ознаменовано организацией Международной фотовыставки и Первым съездом русских деятелей по фотографическому делу.
Первоначально все сведения о деятельности РФО публиковались в журнале «Фотографическое обозрение» (1896-1903), затем в «Повестках РФО» (1906-1907), а с 1907 по 1918 год в «Вестнике фотографии». По внешнему виду, высокому качеству иллюстраций, а главное-содержанию, «Вестник» во многом походил на художественные журналы «Мир искусства» или «Золотое руно», так как приобщал русских фотографов к последним достижениям иностранных коллег, стремился поставить отечественную светопись в общеевропейский контекст. Тяготей к проблемам фотоискусства, журнал отстаивал новейшие течения в мировой и русской фотографии, пропагандируя творчество Р. Дюркоопа и А. Трапани, К. Пюйо и С. Саврасова, М. Шнитцера и Н. Мурзина.
В 1914 году «Вестник фотографии» выступил с идеей создания в России института для изучения фотографии и фотомеханического дела, которая в условиях военного времени, осуществлена, конечно, не была.
Опубликованный же на страницах «Фотографических новостей» его редактором Н. Ермиловым проект преподавания фотографии в системе высшего института, средних и низших профессиональных школ, был принят в феврале 1918 года Коммисариатом народного просвещения. Так начинался новый этап в развитии русской советской фотографии. В историческом обзоре важно подчеркнуть, что этап развития советской фотографии начинался с идей, изложенных на страницах прогрессивной русской фотопериодики.
Использованы материалы:
- Елена Бархатова, 1989 ,«Русская фотопериодика». журнал СФ 07
- Головина Ольга Сергеевна, 2010 год , научная статья «Русская фотографическая периодика» (1858–1918 гг.)
- https://vk.com/fototoka