Содержание страницы
В первой части статьи мы говорили про стабилизаторы изображения, встроенные в камеру или объектив. Но, во-первых, не вся фототехника оснащается встроенными системами стабилизации. И, во-вторых, в реальной жизни могут возникнуть ситуации, когда встроенной стабилизации может просто не хватить для получения чёткого изображения.
Напомню, что при съёмке с рук нужно учитывать правило: число в знаменателе значения используемой выдержки должно быть больше, чем фокусное расстояние. Простыми словами: для объектива с фокусным 50 мм выдержка должна быть короче 1/50 секунды. Желательно – 1/60 секунды или еще короче. Для объектива с фокусным расстоянием 100 мм, выдержка должна быть менее 1/100. Желательно – хотя бы 1/125 секунды. Но стоит понимать, что предельные значения выдержек – это лишь необходимое условие, но не достаточное. 1/60 секунды – это достаточно длинная выдержка и получить действительно чёткую фотографию получится далеко не всегда. Нужно в момент нажатия затвора очень чётко зафиксировать своё (и камеры) положение, а также – желательно научиться правильно удерживать камеру. В общем, необходимо в нужный момент стать снайпером – выровнять дыхание, слиться в единое целое с винтовкой фотокамерой, мысленно сфокусироваться на объекте съёмки, а затем затаить дыхание и выстрелить плавно нажать на спуск. Но даже это не гарантирует 100%-е попадание получение чёткого снимка, так как руки человека нельзя полностью стабилизировать: предательский тремор рук (это медицинский термин – ссылка на wiki) может безвозвратно подпортить ваш вожделенный кадр.
Встроенная в камеру (или объектив) стабилизация изображения, если она есть, может существенно помочь в борьбе с шевелёнкой и дать возможность снимать с более длинными выдержками. Современные 5-осевые системы стабилизации способны компенсировать до 5 ступеней экспозиции (или, как говорят – 5 стопов), то есть теоретически удлинить выдержку в 32! раза. Таким образом, для стабилизированного 50-мм объектива можно использовать выдержку – 1/2 секунды. Но это все равно не 100%-я гарантия получения резкого снимка. В данном случае огромное значение уже будет играть удачное стечение обстоятельств. А как показывает практика, “на выходе” обычно получается от 20 до 80 процентов достаточно резких снимков, в зависимости от везения, практики и умений фотографа.
Небольшой совет: при использовании длинных выдержек старайтесь делать серии снимков, в таком случае шансы получить один резкий кадр из №-ного количества отснятых у вас существенно увеличиться.
Но стоит учитывать, что даже самая эффективная система стабилизации при длинных выдержках не даст возможность получить действительно резкую фотографию – все равно при увеличении снимка будет заметен микросмаз. И если для фото в путешествиях или стрит-фотографии это может быть не критично, то на макро снимках или в предметной съёмке, шевелёнка совершенно недопустима.
Кроме того, есть ряд задач, для которых штатив просто необходим. Без использования штатива просто не получится сделать следующее:
- создать сложный панорамный снимок, так как нужна съёмка нескольких чётких кадров (иногда в несколько уровней) для последующей их склейки в графическом редакторе;
- создать серию снимков с разной экспозицией для склейки HDR;
- снять time lapse фотографии для создания фотоанимации;
- создание снимка в режиме BULB с ручным контролем экспозиции и длины выдержки;
Самым распространённым и надёжным решением проблемы по обеспечению надёжного фиксирования фотокамеры является штатив или монопод. Несмотря на кажущуюся простоту решения, выбор штатива или монопода может оказаться более сложным делом, чем ожидается на первый взгляд.
ШТАТИВ (ТРИНОГА)
Идеального штатива, как и идеального объектива – не бывает. Любое устройство предназначено для выполнения вполне определённых задач и задачи эти могут существенно отличаться друг от друга. Например, штатив, предназначенный для походов – в студии может быть неудобен. Кроме того, штативы делятся на три типа:
напольные (предназначенные для установки на землю или пол, с возможностью съёмки в полный рост);
настольные (очень маленькие и легкие, предназначенные для установки практически на любую поверхность);
закрепляемые (маленькие, с возможностью закрепить их практически на любых вспомогательных объектах).
А по функциональному назначению разделяются на штативы для фото или видеосъёмки. В этой статье речь пойдёт только о фотоштативах (триногах). Моноподы, как и средства стабилизации для видеосъёмки мы рассмотрим в других статьях.
Итак, на что стоит обратить внимание, выбирая штатив:
- Вес;
- Прочность;
- Размер;
- Максимальная нагрузка;
- Удобство пользования;
- Максимальная и минимальная высота использования;
- Дополнительные функции;
- Штативная голова.
Вес штатива
Практически все современные штативы изготавливаются либо из алюминия (и производных с ним сплавов) или из углепластика (карбона). Алюминиевые штативы тяжелее, чем карбоновые. Они более устойчивые, но при этом, как правило, существенно дешевле по цене. Масса штатива существенно влияет на сопротивляемость внешним воздействиям , в первую очередь, порывам ветра и колебаниям. Как правило – чем тяжелее трипод, тем он более устойчивый. Но если вы планируете покупку штатива для того, чтобы носить его с собой (вернее, на себе) в пеших походах – хорошо рассчитайте свои силы. Какой толк от самого лучшего штатива, если он пылиться дома в шкафу потому, что его тяжело носить?
Учтите, что современные карбоновые штативы очень эффективно поглощают мелкую вибрацию (например: в горах, в метро, близь железнодорожного полотна или на трассах). Кроме того, считается что карбоновые штативы обеспечивают лучшую стабилизацию при работе с телеобъективами.
Прочность
Основное предназначение штатива – неподвижное удержание камеры. Под прочностью, в данном случае стоит понимать общую “монолитность” конструкции (собранного и установленного штатива). В первую очередь на это влияет, помимо материала изготовления, ещё и количество секций штативных ножек, их длина и толщина, а также надёжность фиксации всех элементов. Чудес не бывает, и в основном, самыми прочными (читай – надёжными) штативами будут продукты серьёзных компаний-разработчиков (Gitzo, Manfrotto и т.п.) со столь-же серьёзным ценником. Но бывают и исключения. Единственный достоверный способ оценить прочность штатива – это лично испытать его. Слегка толкните или потрусите установленную конструкцию рукой, чтобы понять насколько она хлипкая и устойчивая, вибрирует ли от небольших колебаний и способна ли удержать ощутимое внешнее воздействие, сделайте несколько пробных снимков и проверьте их на наличие шевелёнки.
Учтите, что штатив с самыми толстыми и короткими ногами, совсем не обязательно будет самым надёжным, хоть это и кажется очевидным. Если в нем используются ненадёжные фиксаторы, общая конструкция всё равно будет хлипкой и не надёжной. А в качестве “бонуса” – вы получите ещё несколько сотен грамм (или даже килограмм) лишнего веса.
Размер
Все современные штативы сделаны складными. Штативные ноги состоят из нескольких секций, которые складываются по принципу телескопа – нижние, более узкие секции, вкладываются в более широкие. Количество секций в современных штативах может варьировать от двух до пяти. Понятно, что чем больше секций, тем меньшего размера будет штатив в сложенном состоянии, соответственно, тем более он будет компактный и удобный. Но стоит учитывать, что чем больше секций в конструкции штатива, тем менее он будет прочен и устойчив.
Опять же, при покупке штатива вам необходимо представлять себе для каких целей покупается штатив. Не исключено, что для длительных походов, когда каждый грамм лишнего веса имеет значение, стоит обратить внимание на маленькие настольные или закрепляемые штативы – в походных условиях их можно установить на камень или, например закрепить на дереве. Кроме того, выбор можно облегчить понимая, какую камеру вы будете на него закреплять. Отсюда вытекает следующий пункт.
Максимальная нагрузка
Каждый уважающий себя производитель указывает максимальный вес техники, который гарантированно может выдержать штатив. При выборе штатива, на этот параметр стоит обратить внимание. Вы же не хотите, чтобы штатив просто сложился под весом тяжёлой камеры с одетым на неё ещё более тяжёлым телевиком? Если же у вас лёгкая компактная система, и/или вы планируете постоянное ношение с собой штатива, тогда, возможно, стоит выбрать лёгкий многосекционный (читай – компактный) штатив и не нагружать плечи лишним весом.
Маленький совет: если фотографируете в ветреную погоду, лёгкий неустойчивый штатив с установленной на нём лёгкой камерой, можно стабилизировать повесив на него, например фотосумку или фоторюкзак. Это утяжелит общую конструкцию и сделает её менее шаткой. Но учитывайте максимальную нагрузку. Не стоит вешать на штатив туристический 25-килограмовый рюкзак, под его весом конструкция почти гарантировано завалится.
Удобство пользования
Какой смысл в наличии штатива, если вы пропустите интересный кадр только потому, что слишком долго настраивали его для съёмки? Штатив должен быть простым, быстро и удобно раскладывающимся. Простота использования зависит от нескольких факторов: количества и качества секций, способа их фиксации и типа штативной головки. Подробнее штативные головки будут рассмотрены в следующей статье.
Выдвижные секции штатива оснащаются стопорными механизмами, которые фиксируется при помощи клипсовых или кольцевых (цанговых) зажимов. Зафиксировать секции клипсами можно гораздо быстрее и зачастую удобнее, а главное, сделать это можно одной рукой. Учтите, что зажимы разных производителей отличаются формой и размерами, они могут быть тугие и требовать усилий для того, чтобы тщательно зафиксировать секции. Винтовые зажимы для правильного крепления обычно требуют двух рук.
На все эти, казалось бы, мелочи нужно обращать внимание, так как именно они влияют на то, насколько быстро вы сможете в нужный момент собирать и настроить штатив.
Максимальная и минимальная высота использования
Высота штатива – важный параметр, на которые следует ориентироваться при выборе, так как он определяет рабочий диапазон в вертикальной плоскости. Максимальная высота в большей степени важна при выборе напольного штатива для высоких фотографов, так как проводить съёмку в полусогнутом состоянии утомительно и неудобно. Высота настольных штативов может варьироваться от нескольких сантиметров до полуметра, напольных – от метра и до двух. Учтите, что указывая максимальную высоту, производители нередко имеют в виду максимально выдвинутые штативные ноги с максимально выдвинутой центральной штангой. Но чем выше вы выдвигаете центральную штангу, тем более шаткой становиться общая конструкция. Потому, выбирая штатив, ориентируйтесь, в первую очередь, именно на максимальную длину штативных ног.
Минимальная высота использования – не менее важный параметр. Она имеет значение, в первую очередь, для предметной и макро съёмки. Но может быть важна и в пейзажной и в жанровой фотографии. Чем шире можно расставить штативные ножки, тем ниже можно опустить камеру на штативе. Обратите внимание, что в некоторых штативах есть центральная распорка (как в зонтиках), которая фиксирует раскрытые ног. Такой штатив низко опустить не получится.
Есть штативы, в которых ширина раскрытия штативных ног регулируется специальными стопорными механизмами, а ширину раскрытия можно установить для каждой ноги отдельно. Это очень удобно, если вы фотографируете не на ровной поверхности и штатив нужно устанавливать на несколько объекта разной высоты. Например – на камни в горах или в лесу.
Если в штативе есть съёмная центральная штанга, её можно перевернуть и закрепить, опустив камеру до самой земли.
Дополнительные функции
Современные производители стараются разработать свои штативы максимально удобными для использования (хочется в это верить) и добавляют в них дополнительный функционал, не редко оказывающийся полезным.
- Многие штативы оснащаются одним или даже несколькими пузырьковыми уровнями. Это позволяет установить штатив и камеру на нем ровно относительно линии горизонта.
- Центральная штанга оснащается крючком, на который можно удобно повесить фотосумку или рюкзак. Вещи не валяются на земле и, утяжеляя конструкцию, обеспечивают дополнительную устойчивость.
- В некоторых штативах положение центральной штанги можно изменить на горизонтальное, что может быть удобно, например при съёмке видео.
- Существуют разные наконечники для штативных ножек. Они могут быть острыми (для установки в грунт) или наоборот прорезиненными, с широкой площадкой, для работы на твёрдых ровных поверхностях. В зависимости от того, для каких задач приобретается штатив, обратите внимание и на этот момент. Некоторые модели штативов могут оснащаться съёмными наконечниками, которые можно менять, в зависимости от текущих задач.
- Есть штативы, оснащённые дополнительными разъёмами для крепления, например внешнего освещения, необходимого при съёмке.
Штативные головы
Штативная голова – один из самых важных элементов штатива, на который, собственно, и крепится фотокамера. Она обеспечивает связь и взаимодействие между самим штативом, камерой и фотографом.
Штативные головы могут быть съёмными и несъёмными. Обычно, несъёмными комплектуются настольные, или самые дешёвые напольные модели штативов. На рынке огромное количество предложений – можно купить штатив в комплекте со штативной головкой, можно выбирать их по-отдельности.
Штативные головы бывают нескольких типов – шаровые и 3D (для съёмки видео производители предлагают специализированные видео- и панорамные штативные головы). Каждый тип имеет свои преимущества и сильные стороны, а также предназначен для выполнения определённых задач.
Шаровые головы очень удобны с точки зрения гибкости и вращения камеры, у них очень плавный ход и хорошая чувствительность.
3D-головы сильнее и надёжнее блокируют положения камеры. С ними не так легко, как с шаровыми, менять положение камеры и потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к работе. Но 3D-головы обычно дешевле шаровых по цене.
Подробнее о выборе штативных голов речь пойдёт в следующей статье.
Если вы смогли осилить весь текст и дочитали до этих строк, значит выбор штатива для вас сейчас актуален :) Не так просто выбрать штатив, который будет служить вам верой и правдой, а главное – оправдывать возложенные на него высокие надежды. Надеюсь, что написанное выше ответит на интересующие вопросы, связанные со штативами, и поможет с выбором.
И напоследок, небольшое лирическое отступление: как бы странно это не звучало, но самыми надёжными и приятными в работе были и остаются архаичные деревянные штативы. Они более громоздкие и тяжёлые, их нужно дольше и сложнее настраивать для работы. Но есть и ряд существенных преимуществ. Больший вес даёт бОльшую устойчивость, а дерево лучше чем любой другой материал гасит вибрацию. Кроме того, при съёмке в мороз, работать с деревянным штативом значительно приятнее – дерево не морозит руки. А главное, такие штативы, обычно, могут выдержать очень большой вес – до нескольких десятков килограмм.