В уличной фотографии есть множество факторов, которые необходимо учитывать, когда вы снимаете. Иногда кажется, что удачный кадр – это чистое везение. Но на самом деле это, в большей степени, правильно выбранное заранее время и место съёмки!
В уличной фотографии также много ожидания и терпения. То вы ждёте пока кто-то выйдет их кадра, то вы ждёте “затишье среди уличного хаоса”, чтобы сделать снимок, то ждёте пока ваш объект съёмки повернётся к вам на долю секунды. Наблюдайте, выжидайте, снимайте. Фотограф, как снайпер, должен научиться быть терпеливым – идеальный момент для сьёмки нельзя подогнать.
И, хотя нет никакой конкретной формулы для получения “идеальный кадра”, несколько примеров ниже помогут вам в практике уличной фотографии.
1. Посмотрите вверх
Когда вы исследуете город, чаще поднимайте глаза вверх, особенно когда рядом есть высотные здания. В своём родном городе люди зачастую забывают об этом, воспринимая находящееся вокруг как нечто привычное и не стоящее внимания. Попробуйте снять красивое здание с его нижней точки по центру или под углом. Кроме того, если вы находитесь между несколькими зданиями, наверняка можно получить интересные геометрические кадры. Это также один из самых лёгких объектов сьёмки, если вы новичок в уличной фотографии и только начинаете практиковаться.
2. Посмотрите вниз
Такая схема съёмки требует больше подготовки. Найдите интересное место, будь то лестница, крыша здания, мост или холм. В любом городе найдется немало вариантов съёмки с верхней точки. Можно интересно сфотографировать вывески на зданиях, или людей, идущих внизу. Можно найти геометрические или цветовые композиции для кадра: это и уличная разметка, и цветочные клумбы и сочетания света и тени между зданиями. Постарайтесь “оживить” кадр людьми, так как именно люди более всего притягивают взгляд в уличной фотографии. Проявите фантазию. Постарайтесь увидеть интересное в обыденном, но не забывайте об основных правилах композиции при построении кадра.
3. Съёмка через улицу
Чтобы снять всё здание, или как на фото ниже всю вывеску на здании, необходимо перейти на другую сторону улицы и сделать снимок, захватив часть дороги перед ним. Этот приём даст зрителю ощущение присутствия улицы и объём снимку. Конечно, понадобиться широкоугольный объектив, который сможет охватить достаточно большую площадь.
4. Найдите интересный угол съёмки
При съёмке, например, вывесок старайтесь найти динамические углы. Нередко снимки, сделанные под прямым углом, очень скучны и “не цепляют”. Попробуйте снять по диагонали под углом, как на снимках ниже.
5. Текстура
Бродя по улицам, обратите внимание на уникальные текстуры и произведения стрит арта (уличного искусства), которыми так богаты наши города. Сочетание текстур здания, предметов, вывесок, стрит-арта могут дать очень интересный результат.
6. Снимайте издалека.
В уличной фотографии важна съёмка деталей вблизи, да ещё будучи незамеченным. Но в тоже время, иногда стоит отойти назад и захватить в кадр большую сцену. Если вы находитесь в оживленном городе, попробуйте использовать длинную выдержку. Этот приём позволит размыть скопление людей и создать эффект “хаотичного ритма жизни”.
7. Отражение (в стекле или в воде).
Рассматривая витрины магазинов в городе, обратите внимание, не только на то, что находится за ними, а и что отражается в стекле. Попробуйте создать некоторую мечтательную и абстрактную фотографию. Использование отражения, также, может позволить получить эффект мультиэкспозиции.
8. Съёмка движения
Что за город без движения? Съёмка движения сложнее, чем кажется на первый взгляд, но она очень быстро осваивается на практике. Вам необходимо только поэкспериментировать с настройками выдержки на камере, чтобы получить необходимое размытие в кадре или использовать съёмку с проводкой.
Чем меньше выдержка, тем больше вы «замораживаете» сцену и нивелируете эффект движения. Но чем больше вы замедляете скорость затвора, тем больше художественного размытия вы получите от ваших движущихся объектов. Правда, здесь очень важна практика: главное не “перестараться”, подобрать правильные значения скорости срабатывания затвора и выработать технику съёмки.
9. Свет и тени
Свет является единственным самым важным элементом в фотографии. Если вы находитесь в городе в полдень или, когда солнечный свет исчезает с улиц, всегда найдётся игра света и теней, блики, отражения и силуэты, которые можно использовать для создания динамических изображений.
10. Абстракция
Абстрактный снимок сделать очень легко, превратив что-то обычное в необычное. Абстрактные снимки заставляют зрителя взглянуть еще раз, для того, чтобы понять – что это такое и как это сделано.
Есть много способов создать абстрактный снимок, но один из самых простых – установить фокусировку в ручной режим сделать снимок ночных городских огней не в фокусе. А если при этом ещё и использовать для съёмки какой-нибудь фильтр, можно получить очень интересный рисунок боке. В качестве фильтра можно использовать любой полупрозрачный материал – стекло, ткань или бумагу. Также, абстрактный снимок можно получить, сняв фрагмент здания или сооружения крупным планом.
11. Узкие переулки
Почти во всех городах есть живописные узкие переулки – никогда не упускайте возможности их снять. В мире нет двух одинаковых переулков. Но, по возможности, старайтесь “оживить” эти переулки их обитателями или случайными прохожими.
12. Обрамление
Использование естественного обрамления в кадре может быть отличным способом сакцентировать внимание на объекте съёмки. Это могут быть арки, ветки деревьев, вывески, оконные или дверные проёмы.
13. Перспектива
Направляющие линии могут быть мощным вспомогательным инструментом в вашей уличной фотографии, давая ощущение перспективы и симметрии. Мосты и другие архитектурные сооружения в городах предлагают множество линий, форм и перспектив.
14. Смотровые площадки
У каждого города есть свои смотровые площадки, с которых отрывается прекрасный вид. Обязательно отыщите их и сделайте несколько снимков – особенно в ночное время, когда виден поток света на улицах, огни в окнах зданий.
15. Люди
Проходящие мимо незнакомцы могут попасть в кадр и добавить элемент неожиданности. Но вам необходимо очень быстро реагировать, полагаясь на ваши инстинкты в кадрировании и фокусировке, а главное досконально знать свой фотоаппарат, чтобы не задумываясь установить нужные настройки. Не забывайте, что прохожие не позируют для вас и “удачный кадр” через мгновение может просто уйти (в буквальном смысле).
Ну и напоследок главный совет: практикуйтесь и больше фотографируйте!