Содержание страницы
NIKONOS I
К 1963 году Nippon Kogaku (нынешний Nikon) была уже крупнейшей компанией-производителем фотокамер и оптики с многомиллионными оборотами. Незадолго до покупки Calypso и презентации Nikonos в 1959 году была представлена первая зеркальная камера Nikon F, а с ней и новый байонет F-mount, ставший в последствии основным и единственным на долгие годы существования компании.
Человеком, которому мы обязаны появлением Nikon F, был талантливый молодой инженер, на тот момент уже руководитель конструкторской группы, занимавшейся фотокамерами, Масахико Фукета (Masahiko Fuketa, 1913-2001 гг.). До создания Nikon F Фукета-сан занимался разработкой и созданием дальномерных камер Nikon SP, будучи ведущим инженером команды разработчиков.
Ни для кого не секрет, что японские компании после Второй мировой войны активно учились, копировали и перенимали технологии создания фототехники у европейских, особенно немецких компаний (так же, как сейчас делают китайцы, а до них делали корейцы, перенимая в своё время японские технологии и разработки). Выход любой фотоновинки в Европе был под пристальным вниманием японцев, да и названия своей продукции для выхода на европейские и американские рынки японцы тоже старались максимально «адаптировать». Как появилось слово Canon, вместо Kwanon, так же появились и названия Nikon и Nikkor (при чем в Европе сначала использовался только бренд Nikkor, чтобы не вызывать судебных тяжб в связи с явным заимствованием слова Nikon (произносимого как «найкон») у названия Ikon (произносимого как «айкон») – легендарного названия бренда, принадлежавшего Carl Zeiss.
Камера Calypso, произведенная малоизвестной французской компанией, которая попала в руки Фукеты, произвела на инженера настолько сильное впечатление, что Nippon Kogaku уже в феврале 1962 года подписала предварительный контракт о покупке патента и начала активно прощупывать мировой фотографический рынок на предмет необходимости создания фотокамер-амфибий.
После подписания контракта Масахико Фукета был командирован в Ниццу, где располагался головной офис компании La Spirotechnique. Там, познакомившись с Де Вутерсом, он в течении нескольких месяцев занимался изучением подводной конструкции камеры и обсуждал передачу инженерных технологий Nikon-у. По словам Фукеты, нельзя было просто перенести производство из Франции в Японию, так как слишком сильно отличались особенности и стандарты производства. Необходимо было адаптировать чертежи, создать производственные мощности, организовать фабричные линии сборки и изготовления запчастей…и все это в максимально сжатые сроки.
Практически сразу же было принято ключевое решение: оставить конструкцию Calypso и оригинальный байонет без изменений, но разработать и использовать собственную оптику. Решение было логичным. Оно позволило существенно сэкономить время на организацию производства камер на заводе в Японии. Менее чем за год все подготовительные работы были завершены.
Японский рекламный проспект NIKONOS I
И вот в марте 1963 года компания Nippon Kogaku представила на 8-й выставке Photokina (Фотокина) в Кёльне (Германия) свою первую подводную камеру-амфибию – NIKONOS I. Чтобы привлечь внимание посетителей выставки, камера была представлена публике как новинка. Образец был подвешен в аквариуме, наполненном водой с плавающими внутри золотыми рыбками.
После выставки еще несколько месяцев ушло на приём заказов, планирование производства и создание маркетинговой стратегии продвижения. С августа 1963 года камера поступила в продажу в Японии по цене 28 500 йен (около 250 долларов США) с комплектным объективом W–Nikkor 35mm f/2,5. Она была позитивно встречена покупателями как очень удобная водонепроницаемая камера, которая активно может использоваться в различных сферах жизни и не только для подводных погружений. Уже в первой половине 1964 года статистика по объему продаж 35-милимметровых камер в Японии показала, что эта модель достигла среднемесячного объема продаж в 1300 шт., практически догнав Nikon F.
Как уже было сказано, Nippon Kogaku полностью сохранила корпус и конструкцию оригинального Calypso. Изменения были минимальные. Во-первых, минимальная выдержка была увеличена с 1/1000 до 1/500 секунды, так как Фукете именно эта часть показалась самой потенциально «ломкой», и компания решила не рисковать. Как и в Calypso, в первом NIKONOS отсутствовал экспонометр. Кроме того, были внесены изменения во внешность камеры. Корпус сделали черным с глянцевыми текстурированными накладными панелями.
Ну и конечно же сменилось название самой камеры. В Америке и Азии камера продавалась под брендом NIKONOS, а в Европе – Calypso/Nikkor. Связано это было с тем, что компания Zeiss “мягко намекнула” на неминуемые судебные разбирательства в связи с заимствованием названий NIKON / IKON. Кромке того, название Calypso уже успело завоевать в Европе определённую популярность, и компания могла сэкономить рекламные затраты по раскрутке на начальном этапе продаж. И кстати, La Spirotechnique оставалась основной компанией-дистрибьютором камер в Европе, вплоть до выхода NIKONOS II.
Новой разработкой был комплектный объектив. Хотя и его можно назвать новой разработкой лишь частично. В мае 1956 года Nippon Kogaku выпустила подводный бокс «Nikon Marine» для дальномерной камеры Nikon S2.
Рекламный проспект подводного бокса Nikon Marine
Объектив W-Nikkor 3,5 cm f/2,5 и дальномерная камера Nikon S2
Одним из основных объективов, выбранных для использования с S2 в этом корпусе, был W-Nikkor 3,5 cm f/2,5. Инженеры Nikon объединили оптическую схему Nikkor 3,5 cm f/2,5 с запатентованной Де Вутерсом конструкцией водонепроницаемого объектива. Результатом работ стал объектив-амфибия W-Nikkor 35mm f/2,5 – первый объектив для NIKONOS.
Объектив W-Nikkor 35mm f/2,5
Камера производилась с 1963 по 1968 год. За это время было выпущено несколько модификаций. В 1964 была выпущена вторая модификация камеры NIKONOS I, в которой немного увеличили колесо обратной перемотки плёнки, сделав его удобнее. А в третьей модификации к регулятору добавили еще и удобную ручку.
Вторая (сверху) и третья (снизу) модификации NIKONOS I
Кроме того, в 1966 году усилиями отдела маркетинга была произведена и выведена на рынок ограниченная партия камер белого цвета. Маркетологи Nippon Kogaku, воодушевлённые продажами NIKONOS, поняли, что среди покупателей камеры немало представительниц прекрасного пола, которые должны были оценить менее брутальный внешний вид аппарата. Для эксперимента даже придумали новую стратегию – не «Подводная камера-амфибия», а «Всепогодная широкоугольная компактная камера». Справедливости ради стоит отметить, что это был единственный эксперимент по созданию «камеры NIKONOS для девушек». Как показала практика, белый корпус был марким и непрактичным, а продажи были не настолько успешны, как ожидалось.
Японский рекламный проспект со слоганом «Всепогодная широкоугольная компактная камера»
Сейчас белый NIKONOS I – это очень редко встречающаяся камера, предмет вожделения коллекционеров.
NIKONOS I было произведено и распродано более 36 000 единиц.
NIKONOS II
В апреле 1968 года на очередной выставке Фотокина была представлена – NIKONOS II. Однако в Европе камеры по-прежнему продавались под брендом Calypso/Nikkor из-за разногласий с Zeiss.
NIKONOS II, как и первая версия, не был принципиально новой разработкой. Была проведена работа по снижению массы камеры за счёт переработки внутренних механический элементов. Незначительно доработали лентопротяжный механизм и прижимную пластину для плёнки. Кроме того, изменили фактуру и оттенок внешнего покрытия камеры (по словам маркетологов компании, оно стало более элегантным), рычаг обратной перемотки (теперь он стал пластиковым, в то время как в первый версии был металлическим). Также определённым косметическим доработкам подвергся штатный объектив. Как следствие, масса камеры с объективом была уменьшена с 700 до 655 грамм. Как и первая модель, камера позволяла гарантированно погружаться с ней на глубину до 50 метров.
NIKONOS II выпускался с начала 1969 по 1976 годы. Было выпущено две модификации камеры. Причём во второй модификации, которая выпускалась с 1971 года, корпус камеры стал пластиковым. Всего за 6 лет было выпущено и распродано 93 000 камер.
Кроме того, с выпуском новинки Nippon Kogaku существенно расширили линейку оптики, разработав несколько объективов. Были запущены в производство объективы: UW-Nikkor 28mm f/3.5, Nikkor-Q 80mm f/4.0, UW-Nikkor 15mm f/2.8.
Объектив UW-Nikkor 28mm f/3.5
Объектив Nikkor-Q 80mm f/4.0
Объектив UW-Nikkor 15mm f/2.8
Кроме того, был выпущен прототип объектива UW-Nikkor 25mm f/2.8, который по каким-то причинам никогда не был запущен в серию, так и оставшись предпроизводственным образцом. Кроме оптики, компания разработала и выпустила внешнюю подводную вспышку Nikonos BC (с 1963 по 1975 годы было выпущено три модификации) и ещё множество разных аксессуаров – от чехлов для камер и оптики до внешних видоискателей.
Прототип объектива UW-Nikkor 25mm f/2.8
Вспышка Nikonos BC-1
Здесь стоит сделать небольшое отступление. Во-первых, оптика для Nikonos имела свой собственный байонет, технически не совместимый ни с байонетом для зеркальных камер, ни с байонетом для дальномерных камер компании. Во-вторых, для объективов существовали свои буквенные маркировки, по которым можно было определить особенности того или иного объектива:
- W (Water Resistant) – водонепроницаемые объективы, которые можно использовать под водой и на суше;
- UW (Under Water) – водонепроницаемые объективы, которые можно использовать только под водой;
- LW – влагозащищённые объективы, которые нельзя использовать под водой;
- Nikkor-Q (Quattro) – длиннофокусный объектив, сделанный по схеме “4 элемента в 4-х группах”.
Здесь тоже стоит внести определённую ясность. Известно, что вода по сравнению с воздухом имеет значительно большую плотность и объекты в воде выглядят “ближе и крупнее”, чем на самом деле. Разница в визуальном восприятии составляет около 30%, то есть, если в воде нам кажется, что объект съёмки находится от нас на расстоянии 3 метра, значит фактически он находится на расстоянии около 4-х метров. Так вот, отличие W от UW объективов состоит в “смещённой” шкале расстояний. В W объективах нанесена реальная дистанция фокусировки, а в UW – эквивалентная дистанция “с учётом визуального восприятия под водой”. То есть, UW-объективы можно было использовать на суше, но это было не удобно, так как нужно было учитывать корректировку расстояния. Объективами LW нельзя было пользоваться под водой, так как они не обладали герметичной конструкцией, способной выдержать глубоководное погружение. Преимущество таких объективов было в том, что они лёгкие, обладали привычной классической конструкцией и их можно было безопасно использовать, например, под дождём. Так как камеры NIKONOS использовали не только дайверы, но и люди, которым просто нужна была надёжная всепогодная камера, решение сделать подобную оптику было оправданным. Nikkor-Q 80mm f/4.0, несмотря на отсутствие маркировок, был UW-объективом для использования только под водой. За время существования системы NIKONOS компания постоянно проводила работы по доработке оригинальной оптики. Некоторые объективы был выпущены в нескольких модификациях. Помимо этого, производились версии объективов со шкалой фокусировки, нанесённой только в футах и в футах и метрах.
NIKONOS III
В июне 1975 года была представлена NIKONOS III. История умалчивает о том, как смогли договориться Nikon и Zeiss, но название Calypso/Nikkor окончательно ушло в прошлое. Теперь во всем мире камера поступила в продажу как NIKONOS. Третья версия уже была не только “очередной доработкой Calypso”. Практически все элементы камеры подверглись существенной переработке и модернизации.
Был переработан механизм лентопротяжки, в него вернули зубчатое колесо перемотки плёнки. Благодаря этому стало возможным перенести счётчик кадров на верхнюю панель для большего удобства использования. Кроме того, рычаг спуска затвора дополнили блокирующим механизмом, предотвращающим случайное нажатие. Механизму обратной перемотки плёнки тоже вернули классическую логику работы. Теперь для того, чтобы смотать плёнку обратно в катушку, необходимо было разблокировать реверс, установив на колесе выдержек букву R, и смотать плёнку, подняв стержень механизма перемотки. Была переработана система загрузки плёнки. Кроме того, был переработан видоискатель. Он стал больше и светлее, с нанесёнными на нем рамками для 35- и 80-миллиметровых объективов. Но основным и самым значимым было появление стандартного 3-контактного синхронизатора электровспышки. Теперь камера могла синхронизироваться с ламповой внешней вспышкой на практически любой скорости срабатывания затвора, плюс появилась возможность X-синхронизации с электровспышками на скорости 1/60 секунды.
Корпус камеры стал более “классическим” – прямоугольным, а из-за произведённых изменений он стал больше и тяжелее, чем первые две версии NIKONOS.
Камера производилась с 1975 по 1983 годы. За это время было выпущено две модификации и произведено почти 80 000 единиц камер.
В 1977 году были представлены обновлённые версии объективов: UW-Nikkor 28mm f/3.5, Nikkor-Q 80mm f/4.0, UW-Nikkor 35mm f/2.5. Кроме того, в 1978 году на выставке Фотокина был представлен прототип первой подводной электронной вспышки SB-11, которая не была запущена в серийное производство. Через какое-то время на её базе (и с тем же названием) Nikon выпустил обычную “сухопутную” вспышку.
NIKONOS IV-A
В июле 1980 года компания Nikon представила NIKONOS IV-A. Это была первая подводная камера, спроектированная, что называется “с нуля”, без использования конструктивных решений Де Вутерса. Камера была сделана в форм-факторе классической 35-мм зеркальной камеры, хотя фактически это была “дальномерка”. К 1980 году в фотокамерах уже давно и активно применялись автоматические системы замера экспозиции. Сама компания Nikon оснащала свои камеры экспонометрами уже с 60-х годов (в 1965 году для Nikon F был реализован TTL-экспонометр в съёмной пентапризме Photomic Tn).
Первые три NIKONOS не оснащались экспонометрами, а производитель предлагал для удобства только внешние приборы замера экспозиции. Дальше так продолжаться не могло и NIKONOS IV-A оснастили TTL-экспонометром с системой центровзвешенной оценки экспозиции. Собственно литера А в названии камеры и обозначала (Automatic) Автоматический контроль экспозиции.
В полуавтоматическом режиме приоритета диафрагмы она обеспечивала правильную экспозицию с учётом яркости краёв поля изображения при фокусировке в центре кадра. Для реализации системы замера экспозиции отражатель был интегрирован перед передней шторкой затвора и двигался с ней синхронно. Пройдя через объектив, отражённый свет попадал на светоулавливающий элемент (SPD). Правильная экспозиция определялась на основании количества света, попавшего в SPD. Определить оптимальную экспозицию в воде значительно сложнее, чем на суше, и система не всегда срабатывала корректно. Но само наличие автоматического режима А (приоритет диафрагмы) было позитивно воспринято многими фотографами, поскольку существенно облегчало процесс фотографирования. Кроме того, в камере была возможность выбрать значение светочувствительности плёнки (стандарты ASA/ISO) в диапазоне от ISO 25 до ISO 1600.
Основной плюс этой камеры был и её основным минусом. В NIKONOS IV-А не предполагалась возможность ручного управления выдержкой, затвор был полностью электронно управляемый. Камера позволяла выбрать всего один из трёх вариантов режима управления выдержкой:
- А (Automatic) – автоматический режим, в котором выдержка устанавливалась автоматически (на основании данных датчика экспозамера, величины диафрагмы и указанного значения ASA/ISO) в диапазоне от 1/30 до 1/1000 секунды;
- М (Manual) – ручной режим. В нём выдержка была жёстко зафиксирована на значении 1/90 секунды. Фактически режим существовал для двух ситуаций. Во-первых, когда садилась батарейка, либо батарейка не была установлена, а соответственно затвор в автоматическом режиме работать не мог. И во-вторых, когда использовалась вспышка SB-101. SB-101 (представленная вместе с NIKONOS IV-A в 1980 году) была единственной подводной TTL-управляемой электронной вспышкой Nikon с Х-синхронизацией. Она определялась камерой автоматически и могла работть в А режиме на скорости 1/90 секунды;
- В (Bulb) – режим, в котором длина выдержки определялась длительностью нажатия на кнопку срабатывания затвора.
В отличии от предшественников, камера была спроектирована в классическом корпусе с распахивающейся задней крышкой. Водонепроницаемость обеспечивалась большой резиновой прокладкой О-ring, которая укладывалась по периметру задней крышки. Сама крышка защёлкивалась специальным механизмом, который блокировался от случайного открытия специальным поворотным фиксатором. Камера позволяла гарантированно погружаться на глубину 50 метров без использования специальных подводных боксов.
Отрывок руководства пользователя Nikonos IV-A про O-rings
Кроме того, в NIKONOS IV-A была возвращена классическая кнопка спуска затвора (напомню, что в оригинальных NIKONOS был рычаг, совмещённый с перемоткой кадра). Видоискатель располагался посередине сверху корпуса, что было нетипично для «дальномерок» и делало её похожей на «классическую» зеркалку (SLR). В видоискателе был установлен светодиод, который загорался при правильно определённой экспозиции и готовности электронной вспышки к работе. Если светодиод мигал, значит камера не могла обеспечить правильную экспозицию регулировкой длины выдержки. Как уже было сказано, определение экспозиции в воде зачастую было некорректным, соответственно экспозицию можно было компенсировать исключительно изменением светочувствительности (камера позволяла делать это даже под водой). И был ещё один неприятный момент: режим приоритета диафрагмы не работал с широкоугольным объективом UW-Nikkor 15mm f/2.8.
В NIKONOS IV-A было реализовано много современных технических решений, да и сама камера была удобной и лёгкой в использовании. Но невозможность установки выдержки вручную значительно сужала её возможности. По этой причине производство NIKONOS III продолжалось до сентября 1983 года, так как камеры не могли полностью заменить одна другую.
В 1983 году был представлен первый и единственный “сухопутный” объектив для NIKONOS – LW-Nikkor 28mm f/2.8, сделанный по классической компоновке, а не по конструкции Де Вутерса.
К очередной Фотокине 1984 года Nikon свернули производство NIKONOS III и NIKONOS IV-A и представили камеру, ставшую бестселлером. Камеру, которая выпускалась практически без доработок долгие (даже по меркам плёночной фотографии) 17 лет – с 1984 по 2001 год.
NIKONOS V
NIKONOS V была “работой над ошибками” и доработкой NIKONOS IV-A. На то время это была современная и достаточно высокотехнологичная камера, заключённая в прочный водонепроницаемый корпус. Основным и самым существенным отличием от предшественницы было добавление возможности ручной установки длины выдержки. На колесо режимов были нанесены (помимо привычных (А) Автоматического, (М) Ручного и (В) Вulb) значения выдержек 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500 и 1/1000 секунды.
Видоискатель был оснащён светодиодной панелью, которая не просто сигнализировала о правильной или неправильной экспозиции, а и выводила подсказку с указанием правильных параметров. Камера также получила усовершенствованный внутренний TTL-экспонометр, более точно работающий как на суше, так и под водой, и позволяющий осуществлять TTL-контроль электронных вспышек. Была добавлена возможность управления вспышкой с компенсацией задней подсветки. Автоматическая синхронизация вспышки была возможна на скоростях 1/30, 1/60 и 1/90 секунды.
Схема расположения датчиков экспонометрии NIKONOS V. Сверху – основной, а снизу – отвечающий за TTL-управление вспышкой (обозначены оранжевым)
Кроме того, были проведены работы по устранению всех “детских болезней”, которые были выявлены в NIKONOS IV-A. Был переработан замок корпуса и система обеспечения защиты от попадания воды, внутренние механические элементы и эргономика. Камера сразу предлагалась в двух цветовых решениях – хаки и оранжевом.
Вместе с камерой были представлены две новые электронные вспышки – SB-102 Speedlight и SB-103 Speedlight. Кроме того, была представлена обновлённая (третья) версия объектива UW-Nikkor 15mm f/2.8, который мог работать с NIKONOS V в режиме приоритета диафрагмы.
Вспышки Nikonos Speedlight SB-102 и Nikonos Speedlight SB-103
В 1985 году был представлен объектив UW-Nikkor 20mm f/2.8, который стал последним объективом, разработанным для байонета NIKONOS. Больше компания не занималась созданием неавтофокусных объективов для подводных камер.
С 1986 года Nikon переключилась на разработку революционного решения – создание первой подводной зеркальной (SLR) камеры и автофокусной оптики к ней.