Обзор Olympus OM-D E-M5 Mark II

Olympus OM-D E-M5 Mark II был представлен в феврале 2015 года, заменив собой представленную в 2012 году, топовую на то время, модель – OM-D E-M5. А в августе этого года камера получила престижную награду EISA 2015 как лучшая полупрофессиональная беззеркальная камера (Best Prosumer Compact Sysytem Camera 2015).

Стандарт MFT (Micro Four Thirds или Микро 4/3), служащий основой байонета камеры, является одним из пионеров беззеркальной эпохи. Основой ему послужила система 4/3, разработанная и продвигаемая Olympus до 2010 года. Второй крупный игрок, продвигающий MFT – Panasonic. После 2010 года Panasonic и Olympus полностью отказались от разработки зеркальных камер, переключившись на компактные решения без зеркала. Вот только развиваются они каждый по-своему. У Panasonic стабилизация встроена в объективы, а у Olympus обеспечивается посредством сдвига матрицы. Забегая вперед, следует отметить, что именно эта конструктивная особенность была использована Olympus для реализации уникального High Resolution режима (съемка в высоком разрешении), на тестировании которого остановимся подробно чуть дальше.

Камера оснащена новой 5-осевой системой стабилизации, компенсирующей до пяти шагов EV. И именно на этом (в основном) производитель строит свою рекламную компанию по продвижению. Как заявляет Olympus: «Благодаря уникальной системе стабилизации и прочному, компактному корпусу, даже самые требовательные видеографы смогут легко снимать видео на улице прямо с рук, забыв о дополнительном тяжеловесном оборудовании и не беспокоясь о шумах, размытии и недостаточной освещенности».

Кроме того, у камеры есть еще ряд действительно интересных функций, которые не предлагает ни один другой производитель, таких, как режим LiveTime, огромное количество графических фильтров… На всем этом мы подробнее остановимся ниже.

ВНЕШНИЙ ВИД. ОПИСАНИЕ Olympus OM-D E-M5 Mark II:

Камера достаточно компактная, но при этом увесистая. Например, в сравнении с другим победителем EISA 2015, правда в любительской категории –  Fujifilm X-T10 (ее обзор мы делали практически в это же время), она весит ощутимо больше при практически равных габаритах. Корпус из магниевого сплава с пыле-, влаго- и даже морозозащитой. Выдерживает работу в мороз при температуре до -10 градусов и съемку под дождем.

В воду камеру опускать, к сожалению нельзя. Но для любителей подводной съемки предлагается фирменный бокс, позволяющий погружаться на глубину до 40 метров.

Камера в руке лежит все достаточно удобно. Этому в значительной степени способствует выступ на задней панели под большой палец. Кому и этого покажется мало, может приобрести опциональную накладную рукоятку ECG-2.

E-M5 Mark II ориентирована на продвинутых пользователей. На корпус вынесено огромное количество механических органов управления. Только на верхней панели 4 функциональных кнопки, 3 колеса управления и еще и рычажок переключения режимов.

Кнопки, которые обозначены как Fn, а также кнопка активации видеозаписи – программируемые. По умолчанию они управляют теми функциями, которые обозначены пиктограммами, но все можно переназначить.

Диск выбора режимов съемки, находящийся слева на верхней грани, снабжен специфическим фиксатором, какой я вижу только у Olympus. Если его не нажимать, диск вращается свободно, а если нажать, то положение диска зафиксируется, чтобы оно случайно не сбилось. Чтобы снова отпустить диск, нужно повторное нажатие, то есть фиксатор нужно нажимать не при каждом смене режима съемки, а только тогда, когда нужно заблокировать определенный режим.

Еще одной особенностью управления является рычажок (справа от окуляра видоискателя), переключаемый в положения 1 или 2. С его помощью меняется функциональность двух дисков управления, находящихся на правой верхней грани.

По умолчанию в положении 1 задний диск управляет диафрагмой или, выдержкой (в зависимости от того, какой режим включен – S или А), а передний – экспокоррекцией. В положении 2 по умолчанию задний диск управляет балансом белого, а передний – чувствительностью ISO.

Таким решением производитель не стал «раздувать» и так большое количество органов управления. Само по себе решение оказалось удобным, хоть и ОЧЕНЬ непривычным. Нужно определенное время для тренировки мышечной памяти, чтобы автоматически переключаться в нужное положение, да еще и безошибочно проворачивать НУЖНОЕ колесо. Основная особенность заключается в том, что при повороте любого колеса, камера сразу меняет значение соответствующего параметра, а не просто активизирует шкалу со сменой значения. Кроме того, колеса прокручиваются на 180 градусов, так что (в процессе творческого порыва) неловким движением можно переключиться, например, с Auto ISO на ISO 25600 (а не на ISO 100) и даже этого не заметить. В общем, камера, можно сказать, дисциплинирует и заставляет быть внимательнее).

Кнопка INFO выводит на экран текущую информацию. Последовательным нажатием можно перебирать режимы вывода информации – чистый экран, наложение кратких или подробных параметров. Также можно вывести электронный уровень и гистограмму. При этом  гистограмма тоже отображается «ни как у всех», а двумя цветами. Белым – отображается распределение яркости по всему кадру, а зеленым – в центральной его части. Кроме того, можно вывести на экран тоновую кривую и прямо в камере редактировать полученные снимки, корректируя темные и светлые участки изображения.

Разобраться со всем этим «безобразием», а главное настроить «под себя» и привыкнуть безошибочно ориентироваться в управлении – задача не тривиальная.

Но ознакомление с экстерьером – это «цветочки». В камере нестандартное (вернее сказать – непривычное для пользователя ВСЕХ других цифровых систем) и очень разветвленное меню. Так что даже «продвинутым» пользователям я бы очень рекомендовал внимательно прочитать мануал, а не знакомиться с камерой «методом тыка». Освоить – освоите, но времени это займет больше). Ниже приведены скриншоты некоторых пунктов меню.

Обратите внимание, что есть даже АРТ-брекетинг (ART BKT), позволяющий сделать снимок с автоматическим применением к нему разных художественных эффектов (подробнее об этом  чуть дальше).

В отличии от предшественницы камера оснащена полноценным поворотным по всем плоскостям экраном. Сам дисплей – 3-дюймовый, с разрешением 1.040 млн точек, формата 3:2. С его помощью можно управлять практически всеми параметрами, как во время съемки, так и в процессе просмотра. Но, не реализован мульти-тач, так что «раздвигать» снимки двумя пальцами, увеличивая их масштаб, как на смартфоне, не получится. Есть только виртуальный «ползунок», изменяющий масштаб отображение. Тут не обошлось без «веяний времени». Olympus добавили в камеру режим для любителей селфи. При развороте дисплея на 180 градусов на нем появляется привычная программная кнопка спуска затвора.

ЭВИ (электронный видоискатель) тоже обновили. Он такой же как и у всех современных топовых беззеркальных камер – 2,36 Мегапиксельный. Но, если верить спецификациям Olympus, ЭВИ сделан на базе технологии TFT, в то время, как все конкуренты оснащают свои видоискатели OLED-матрицами. В данном случае это не хорошо и не плохо, видоискатель четкий и быстрый. Но в процессе работы не покидало ощущение, что он сильно «холодит» картинку, и я не редко «на всякий случай» перепроверял настройки баланса белого. Во всяком случае у Fujifilm X-T10 и Panasonic Lumix GH3, которые были под рукой и с которыми можно было сравнить, ЭВИ – «теплее».

Есть датчик приближения, который активирует включение/выключение основного дисплея или ЭВИ, в зависимости от того, какой режим взаимодействия вы выбрали.

В камере не предусмотрена встроенная вспышка, но в комплект входит небольшая внешняя (FL-LM3), которая устанавливается в горячий башмак.

Она поворотная, что очень удобно при съемке в помещении, когда можно направить свет в потолок и получить мягкие тени. Но со вспышкой тоже есть одно «но». Она работает только с E-M5 Mark II. Другие камеры стандарта MFT (как Panasonic так и Olympus) ее просто не видят, так что «поделиться ей с другом»  не получится.

До этого момента абсолютно все вспышки и оптика для Panasonic и Olympus, которые попадали мне в руки, были полностью взаимно совместимы, как и положено для открытого стандарта MFT.

Камера оснащается аккумулятором BLN1 емкостью 1220 мАч. Фактически, это самое слабое место EM5 Mark II. Его едва-ли хватит на день полноценной съемки, и это при условии отключения основного дисплея (использовался только ЭВИ) и минимальной навигации по меню. У меня получилось “выжать” менее 300 кадров (RAW+JPEG) и съемку 10 минут видео.

ТЕХ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ФУНКЦИОНАЛ Olympus OM-D E-M5 Mark II:

Быстродействие обеспечивается новейшим процессором TruePic VII. Камера способна выдавать серии со скорость до 10 кадров в секунду в максимальном качестве JPEG + RAW с зафиксированным на первом кадре автофокусом. Если  использовать постоянно работающий автофокус – скорострельность снизится до 5 кадров в секунду. Единственное (и традиционное) слабое место беззеркальных камер – не самый емкий буфер, вмещающий до 7 кадров. Потом камера снижает скорость и делает по 1 кадру в секунду. Если снимать только в JPEG, то серию можно делать до заполнения карты памяти.

В камере используется CMOS матрица с разрешением 16 Мп. Это своего рода стандарт для систем MFT. Пока только Panasonic анонсировали 20-Мп камеру DMC-GX8. Как только будет возможность – протестируем и её.

E-M5 Mark II дает возможность производить съемку с чувствительностью вплоть до ISO 25600 (при том, что даже для профессиональных полнокадровых камер значения 25600 и даже 12800 обычно выведены в раздел «расширенного режима»). Что касается обозреваемого, то вплоть до ISO3200 шумы приемлемы, потери информации в цветах практически нет. На 6400 шум уже заметен и начинает проявляться деградация цветов. А вот ISO 12800 и ISO 25600 – пригодны только для фиксации событий, не более того.

Съемка видео возможна в FullHD с битрейтом до 60 кадров/сек и потоком до 77Мб/сек. Пока что, только Sony и Panasonic оснащают свои камеры возможностью записи 4K Video. Настроек, отвечающих за съемку видео, – огромное количество, как у серьезной камеры, способной удовлетворить требовательного видеографа. С качеством видеоряда у E-M5 Mark II тоже полный порядок. Ниже несколько видеофрагментов, снятых камерой как днем, так и ночью. Как видно, картинка четкая и высоко детализированная

Стоит похвалить инженеров Olympus за проработанный автофокус. E-M5 Mark II (как и все остальные MFT-камеры от Olympus и Panasonic) оснащен контрастным автофокусом, который, скажем честно, не очень хорошо ведет себя при съемке видео. Во всяком случае, значительно чаще теряет фокусировку в автоматическом режиме, чем камеры, оснащенные гибридными системами фокусировки. У меня была возможность сравнить в равных условиях поведение автофокуса E-M5 Mark II с Lumix GH3. Olympus ведет себя значительно корректнее и намного реже «сбивается», а потеряв фокус – быстрее снова его «ловит». Ниже приведены фрагменты видео для ознакомления.

Ну, и наконец, основной козырь камеры – пятиосевая матричная система стабилизации изображения. Дальше в тексте только хвалебные эпитеты. До момента знакомства с камерой у меня в руках побывало достаточно много девайсов, производители которых в красках описывали «уникальную систему стабилизации, которая вам всё и вся компенсирует…». Фактически всё это касалось ТОЛЬКО съёмки фото. Для видео все эти «улучшайзеры» были практически бесполезны и все равно требовали использования стэди-камов и тому подобных стабилизирующих устройств. Так вот – это первая камера, которая ЧЕСТНО позволяет производить видеосъемку «с рук» и получать, что самое главное, плавный, стабилизированный видеоряд.

СЪЕМКА. ОСОБЕННОСТИ КАМЕРЫ Olympus OM-D E-M5 Mark II:

Не смотря на полупрофессиональную направленность камеры и огромное количество тонких настроек, в EM5 Mark II реализовано много вспомогательных функций, призванных помочь начинающему фотографу (не отягощенному специальными знаниями в области получения и обработки цифровой фотографии) получить интересный кадр. Как уже упоминалось, есть режим для любителей селфи. Но в дополнение к нему есть еще и пресет, позволяющий быстро создать коллаж и запостить его в социальную сеть.

Есть традиционные “помощники”, такие как Макро, Проводка, Широкий угол и т.п.

Кроме того, есть огромное количество АРТ-фильтров. Как уже упоминалось, есть даже АРТ-брекетинг, который позволяет с помощью внутрикамерной обработки «раскрасить» определенный кадр.

HIGH RESOLUTION режим Olympus OM-D E-M5 Mark II:

Благодаря тому, что матрица камеры может сдвигаться относительно своего нулевого положения, можно получить снимки в разрешении большем чем 16 Мп. Происходит все следующим образом: камера последовательно делает подряд восемь снимков, каждый раз сдвигая матрицу на небольшую величину, а далее эти снимки склеиваются в результирующий файл.

Если умножить 16 на 8 – получим 64 мегапикселя. Но у Olympus свои алгоритмы обработки, и JPEG файлы получаются с разрешением – 40 Мп. Но если снимать в RAW – файлы, таки будут иметь «честные» 64 Мп. Но не забудьте обновить программное обеспечение, так как умеют обрабатывать подобные RAW-файлы только самые последние версии RAW-конвертеров.

В процессе съемки матрица как бы описывает круг вокруг исходного положения, делая за каждый «проход» сдвиг, равный половине расстояния между центрами соседних пикселей.

Естественно, что технология High Resolution Mode имеет ряд ограничений. Первое, и самое основное – съемка должна вестись только со штатива. Никакой съемки с рук. Фактическое применение технологии возможно для архитектуры (при чем – даже ночью), технической съемки, съемки натюрмортов или макросъемки неподвижных объектов.

Бессмысленно пытаться сделать портрет или запечатлеть движущийся объект в кадре. Пейзаж тоже будет возможно снять только в абсолютно полный штиль, так как даже легкий ветерок нивелирует все преимущества High Resolution Mode.

При съемке широкого плана люди, попавшие в кадр «смажутся», как будто используется длинная выдержка. Но смажутся специфически – не «шлейфом», а как бы расслоенным изображением. Также при сильном увеличении можно заметить муар и прочие артефакты, как следствие некорректно совместившихся пикселей.

Кроме того, производитель разумно ограничил значения предельных диафрагмы, выдержки и ISO. Диафрагму нельзя закрыть сильнее F/8, выдержку установить длиннее 8 секунд (при съемке со вспышкой – 1/20 секунды), а значение чувствительности не может превышать ISO 1600. Все логично – какой смысл пытаться получить наивысшее качество, пытаясь использовать настройки, которые заведомо не дадут его получить.

Кстати, еще раз к слову о шумности картинки. Если для получения высокого качества производитель ограничивает чувствительность значением ISO1600, значит более высокие он сам считает «шумными».

Кроме того, в режиме High Resolution Mode нельзя использовать творческие фильтры (Art filters), а также режимы Live Time, Live Composite, HDR, мультиэкспозицию, и все типы брекетинга.

Для чистоты эксперимента, я добавил в сравнение фотографии, сделанные камерами Nikon D810 (матрица – 36 мп) и Canon EOS 5Ds (матрица – 50 мп). Как видно, чуда не произошло. Самая детализированная картинка у камеры с “честным” сенсором на 50 мегапикселей. Незначительно от него отстает Nikon, но лишь незначительно. Естественно, это прямое сравнение с полноматричными ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ камерами, стоимость которых в несколько раз выше. Но если просто сравнить честное 16-мегапиксельное изображение с 40-мегапиксельным, то разница в детализации видна, и она весьма ощутимая.

Функция LiveTime Olympus OM-D E-M5 Mark II:

Еще одна уникальная «олимпусовская» функция – LiveTime. Суть заключается в том, что в процессе фотографирования с использованием длинной выдержки можно видеть экспонирование снимка на экране камеры в реальном времени.
Работает это так:

  • Устанавливаем камеру на штатив,
  • Включаем М-режим съемки,
  • Выставляем нужные параметры съемки,
  • Нажимаем спуск затвора и наблюдаем как меняется на экране камеры картинка,
  • Изображение на экране постепенно становится все ярче и ярче. Когда вам покажется, что кадр проэкспонирован достаточно, повторно нажимаем спуск затвора и ждем, пока полученный снимок будет обработан и записан на карту памяти.

У этой функции, конечно же, есть определенные особенности. Во-первых, функция предназначена для использования длинных выдержек, соответственно, её прерогатива – ночная съемка. Во-вторых, она работает только в полностью ручном режиме М, во всех остальных она просто скрыта в меню. Как я уже упоминал выше в статье, без прочтения руководство пользователя обнаружить, где в Меню камеры спрятана сама функция, тоже непросто. В-третьих, возможна достаточно тонкая настройка работы функции. Можно выставить задержку спуска затвора, установить задержку активации и выключения экрана и еще много чего. Так как в камере есть модуль беспроводной связи WiFi, можно установить бесплатное приложение OLYMPUS ImageShare и использовать планшет или смартфон в качестве пульта дистанционного управления, что ОЧЕНЬ удобно при работе с длинными выдержками.

Сама функция – очень удобная фирменная «фишка», которая изрядно облегчает жизнь. Нет необходимости делать N-ное количество попыток, в процессе поиска нужной длины выдержки все можно контролировать на экране и вовремя закрыть затвор. А неспешно проявляющееся изображение вообще навевает ассоциации с процессом проявки фотографий в темной комнате, вызывая приятную ностальгию по «пленочным» временам).

ПРИМЕРЫ ФОТОГРАФИЙ с Olympus OM-D E-M5 Mark II:

 

ПЛЮСЫ КАМЕРЫ:

  • очень эффективный стабилизатор изображения;
  • быстрый и точный автофокус;
  • поворотный сенсорный экран;
  • хорошее качество изображения, до ISO3200 включительно;
  • отличный видоискатель с настраиваемым интерфейсом;
  • пыле и влагозащита;
  • высокая скорость серийной съёмки;
  • интересные функциональные решения, такие как High Resolution Mode, LiveTime и LiveComp, много творческих фильтров;
  • всепогодная вспышка в комплекте;
  • широкие возможности видеосъемки;
  • встроенный Wi-Fi и функциональное мобильное приложение для связи с камерой.

МИНУСЫ КАМЕРЫ:

  • сложное для освоения и очень специфически скомпанованное меню;
  • отсутствие выхода на наушники;
  • нет съемки 4К video;
  • малое время автономной работы;
  • цена.

ВЫВОДЫ:

Olympus OM-D E-M5 Mark II – одна из самых технологичных современных беззеркальных камер, среди представленных на рынке на сегодняшний день. Знакомство с камерой начиналось с изучения меню и привыкания к управлению. Камера была у меня чуть больше недели, и к концу тестирования управление уже казалось привычным, логичным и продуманным. А без функции LiveTime я уже с трудом представляю себе ночную съемку, настолько она удобна.

Качественная детализированная картинка и довольно низкий уровень шума на высоких ISO, вплоть до ISO3200. Поворотный сенсорный дисплей, большой функциональный электронный видоискатель, являющийся одним из лучших в классе, наличие WiFi, компактный, удобный защищенный пыле- влаго и морозостойкий корпус. Для человека не знакомого с фотографией, изучение всех возможностей будет делом непростым. Именно поэтому я бы не стал рекомендовать приобретение такой техники в качестве первой камеры. Да, в камере есть много функций, которые способны облегчить жизнь новичку, а применение встроенных графических фильтров на какое-то время заменит изучение Photoshop, да и процесс съемки можно отдать на откуп автоматике – она не подведет. Но для того, чтобы по-настоящему оценить камеру, изучение руководства пользователя просто необходимо – камере есть что предложить и чем удивить.

Автофокус камеры работает безукоризненно. Наведение на резкость происходит мгновенно, а в процессе съемки видео камера очень корректно ведет движущийся объект, практически не сбиваясь. А если и сбивается, то очень быстро подхватывает его снова. Огромное преимущество над другими беззеркалками – хорошие результаты при съёмке в условиях недостаточной освещенности. Там где тот же Lumix GH3 подолгу “елозил” автофокусом, пытаясь “зацепиться” на объекте, E-M5 Mark II моментально фокусировался и цепко удерживал фокус. Отдельной похвалы заслуживает отличный стабилизатор изображения, позволяющий получить плавный видеоряд даже при съёмке с рук.

К концу тестирования я все больше ловил себя на мысли, что единственный существенный минус E-M5 Mark II – это очень малая автономность. Так что, для нормальной работы придется запастись парой дополнительных аккумуляторов. А если планируете снимать видео – так еще и батарейной ручкой, так как встроенного выхода на наушники нет. В остальном, это одна из лучших беззеркальных камер на рынке, заслуженно получившая награду EISA 2015.

  • Опубликовано: 05.11.2015 г.
  • Автор: Кондратенко Андрей