Фотоаппарат Чайка-3 - обзор с примерами фото

Фотоаппарат Чайка-3 — обзор с примерами фото

«Чайка-3» — советский шкальный полуформатный фотоаппарат. Третья модель из одноимённого семейства. Выпускался в 1971—1973 годах Минским механическим заводом имени С. И. Вавилова (Белорусское оптико-механическое объединение). В отличие от первой и второй модели имеет несопряжённый селеновый экспонометр. Также изменён внешний вид фотоаппарата. Чайка-3 выпущено 600.000 экз.

Чайка-3

Вы смотрели немое кино? Например, «Огни большого города» с прекрасным и великим Чаплиным? А диафильмы помните? Полумрак, тёплый, гудящий проектор — и чудо на белой простыне? Зачем сейчас — об этом? Позвольте объяснить. Дело в том, что стороны кадра у диафильмов — 18 миллиметров на 24. И у немых кинокартин были такие же. Изобретая свою бессмертную «Лейку», Оскар Барнак два смежных кадра объединил. И получил один фотографический, в 24 миллиметра на 36.

 

Но идею кадра маленького — отнюдь не забыли. Конструкторы пытались уменьшать: снимок, плёнку, камеру. Казалось: ещё немного — и канут в Лету привычная плёнка, стандартный кадр и большие аппараты. Не канули — не случилось. Но воплощённые надежды — камеры тех лет — остались с нами. Машинки под узенькую 16-миллиметровую плёнку, устройства с нестандартным снимком и, наконец, аппараты полукадровые. На последних и остановимся. Название говорящее — снимок у них половинный. На обычной плёнке помещается почти вдвое больше таких кадриков. Размером — в те самые 18 и 24 миллиметра, как в немом кино. Или как в диафильмах:)

Чайка-3

Из советских полукадровых машинок, самые, наверно, массовые — это белорусские «Чайка» и «Агат». Их и сейчас найти несложно. У меня — «Чайка-3», последняя в семействе и самая «продвинутая»: со съёмным объективом, селеновым экспонометром и скобой для вспышки.

Камера хоть и небольшая — но солидная. Много серебристого металла, чёрный и светлый пластик, серьёзного вида рамки. Светомер и диск выдержек занимают верх справа — поэтому взвод у камеры внизу. Колёсико перемотки — почему-то тоже, как и счётчик кадров. Замок у крышки — основательный, как у старых «Зенитов». Видоискатель темноватый, но с подсвеченными рамками. Объектив — «Индустар-69» — маленький и очень плоский. Оформлен тоже серьёзно — чёрно-серебристый «блинчик» с накатками на торцах. Вполне светосильный — максимальная диафрагма аж 2.8. И с весьма «широким углом» — 28 миллиметров фокусного расстояния.

Чайка-3

Взвод длинный, градусов 270, и туговатый. Может, правда — только на моей «Чайке». Спуск посажен неоптимально, спереди — зато мягкий и очень короткий. Выдержек — лишь четыре: от 1/30 до 1/250. Объектив вращается очень легко — буквально, одним пальцем, а кольцо диафрагмы — двумя. На объективе — много отметок. Расстояния до цели, дополненные значками: портрет, группа, пейзажи и здания. Ближе к камере, на неподвижном кольце — парные числа диафрагм. Дистанции внутри каждой пары обозначат глубину резкости. По-другому «Чайку» не навести — только по шкале расстояний. Отсюда — и название класса фотокамер: шкальные.

Чайка-3

Экспонометр, увы, погублен не лучшим ремонтом. Но пока был «жив» — свет худо-бедно мерял. Забавные стрелочки и колёсики помогали подобрать экспопару. В остальном же камера — вполне рабочая. Отвлекусь на объектив: он съёмный, помните? Да, съёмный, на резьбе М39 — но с уникальным рабочим отрезком. И для ценителей старой оптики это — солидная ложка дёгтя. На современную камеру объектив, конечно, встанет. Но снимет только «макро» — говорят, правда, неплохое. Добиться полной совместимости, говорят, можно. Но — с различным «напилингом»: от разблокировки фокуса до токарных работ. О результатах в Сети пишут, что на «кропе» можно снять неплохо и «закрутить боке«, а вдаль будет бочковидная дисторсия. На «полном кадре» будет, вдобавок, сильная виньетка — вплоть до круглого снимка.

Чайка-3

Перейду к моим ощущениям от «Чайки». И они — очень необычные. Да, это шкальный аппарат, не рассчитанный на сложные снимки. Кадры «половинные» и потому вертикальные. Для горизонтальных камеру нужно «ставить на попа». Снимок всё-таки маленький и «зерна» на фото получается много. Чувствительные и «крупноточечные» плёнки в «Чайку» лучше не заряжать. Лучше что-то единиц на сто-двести, и «тонкого помола», вроде «Илфорда».

Но при этом «Чайка» хорошо сделана. Дизайн и материалы выгодно отличают её от тех же «Смен». А хорошая оптика — от «ЛОМО-Компакта». Широкоугольный объектив искажает лица и «валит» здания — но зато прощает огрехи наводки. А с диафрагмой от 4 можно навести «гиперфокус», резкий дальше трёх метров — и снимать на ходу. Из-за склонности к «зерну» и коротких выдержек камера любит свет, дневной и солнечный. Иногда выручает вспышка. А теперь — позвольте Вам напомнить, что снимков — очень много. И в этом — главное преимущество и неповторимый шарм «полукадра». «Чайка» — хорошая камера «на всякий случай», для простой, незатейливой съёмки день за днём. К концу плёнки Вы наверно забудете, что снимали в начале. А, проявив — вспомните и порадуетесь. По-моему, это хорошо.

  • Тип — шкальный полуформатный фотоаппарат.
  • Тип применяемого фотоматериала — плёнка типа 135 в стандартных кассетах.
  • Размер кадра — 18×24 мм.
  • Корпус — металлический, с откидной задней стенкой.
  • Взвод затвора и перемотка плёнки — головкой на нижней панели, с 1972 года выпускалась модификация с курковым взводом затвора на нижней панели. Несъёмная приёмная катушка.
  • Спусковая кнопка на передней панели камеры, резьба под спусковой тросик отсутствует.
  • Объектив — «Индустар-69» 2,8/28, съёмный, крепление резьбовое М39×1, однако рабочий отрезок 27,5 мм, а не 28,8 мм. Диаметр резьбы под светофильтр — М22,5×0,5 мм.
  • Причина появления съёмного объектива на полуформатном фотоаппарате неизвестна, сменная оптика не выпускалась, планировалось ли производство — неизвестно.
  • Объективы от дальномерных камер «ФЭД» и «Зоркий» к «Чайкам» (и наоборот) не подходят (кольцо толкателя рычага дальномера на объективе упирается в диск, за которым размещаются детали центрального затвора).
  • Фотографический затвор — центральный залинзовый, пятилепестковый, значения выдержек от 1/30 до 1/250 с и ручная.
  • Синхроконтакт «X», на «Чайке-3» появилась обойма для крепления фотовспышки.
  • Наводка на резкость по шкале расстояний.
  • Видоискатель оптический телескопический с увеличением 0,5×, подсвеченные кадроограничительные рамки с коррекцией параллакса.
  • Обратная перемотка плёнки головкой на нижней панели, разблокировка транспортирующего зубчатого валика происходит отдельной кнопкой. Счётчик кадров самосбрасывающийся.
  • Фотоаппарат «Чайка-3» имел встроенный несопряжённый экспонометр. Определение экспозиции производится с помощью двухстрелочного индикатора, причём в крайних положениях стрелок (све́та много или све́та мало) при попытке совместить обе стрелки происходит изменение значения установленной светочувствительности фотоплёнки; экспонометр «подсказывает», фотоплёнку какой светочувствительности (большей или меньшей) желательно применить. Головка установки выдержек совмещена с соответствующим диском калькулятора экспонометра, фотографу только остаётся установить значение диафрагмы на объективе.
  • Резьба штативного гнезда 1/4 дюйма, выпускались фотоаппараты и без штативного гнезда.
  • На верхней фотографии «Чайка-3» с бескурковым взводом затвора имеет скобу для крепления темляка, а «Чайка-3» с курковым взводом затвора имеет штативное гнездо.

Чайка-3 пример фото

Автор — Степан Василицын

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *