Данный материал был опубликован в чехословацком альманахе “Фотография” за 1960 год. Автор — Рудольф Скопец
Когда Ф. Д. Араго в январе 1839 года познакомил членов французской Академии с изобретением Дагерра, подробного описания этого изобретения не было, так что печать довольствовалась лишь догадками. Известия о методе Тальбота лишь усложнили ситуацию, ибо авторы статей начали путать одно с другим.
Опубликование метода дагерротипии 19 августа 1839 года впервые внесло в этот вопрос ясность. Изданное в издательстве Башелье 31 августа 1839 года сообщение („Rapport de M.Arago sur la Daguerreotypie“), разумеется, не удовлетворило большое число интересующихся этим людей, но послужило основой для Дагерра.
Оформление обложки польской книги в стиле модерн (1904 год)
В начале октября вышла брошюрка под названием „Historie et Descriptions des Procedes du Daguerreotype et du Diorama“. Эта книжечка в 76 страниц содержала описание изобретения и процесса работы, на двух вкладышах был изображен аппарат. В награду за свое изобретение Дагерр получил право на получение пожизненной пенсии и согласился в дополнение к брошюре опубликовать свой метод освещения диораматического театра. Брошюра облетела весь мир и стала, как пишет Ж. Потонье «евангелием первых фотографов».
До конца 1839 и в начале 1840 гг. вышло 31 оригинальных и несколько дополненных изданий брошюры на восьми языках. Среди них 9 немецких изданий, 6 французских, 2 польских, по три издания итальянского, английского и испанского и по одному русскому, венгерскому, шведскому и американскому. Еще одно, до сих пор бывшее неизвестным, немецкое издание обнаружил недавно автор этой статьи. Как автор первого фотографического пособия, Дагерр скоро нашел последователей и даже предшественников.
В марте 1839 года Рудольф Аккерман издал в Лондоне тетрадь “Ackerman`s Photogenic Drawing Apparetus“, где описывается оборудование для копирования ботанических, этнологических и других плоских объектов на чувствительную бумагу. Приводятся также необходимые химикалии, рамы, душ и т. д.
Из книги “Записки фотографа А. В. Зайкина (Москва, 1895 год)
Следующие брошюры последовали быстро одна за другой. Первым более обширным пособием была книга Роберта Ханта “A Popular Treatise on the Art of Photography“, изданная в 1841 году в Глазго. «Tratie de Photographye“, книга парижского типографа и издателя Н. П. Леребурса вышла в первой половине 1842 года в трех изданиях. Рядом с этими брошюрами мы могли бы назвать инструкции Фойгтлендера для использования «нового дагерротипического аппарата для портретов по расчетам господина профессора Петцвала». Они были изданы в августе 1841 года, а так как от частого пользования этой инструкцией она изрядно потрепалась, эта книжка относится к одной из самых редких в списках фотографической литературы начального периода фотографии.
Многочисленные издания специальных книг по фотографии раннего периода ее развития позволяют проследить за ее прогрессом. Так, например, „Repertorium der Photographie” Ант. Мартина из венского политехнического института вышло в двух томах в 1846 и 1848 гг. и под названием „Handbush der Photographie” до 1865 г. выдержало шесть изданий. „Handbush der practisch Photographie” Клеффеля с 1859 До 1880 года вышла в восьми изданиях, постоянно дополняемых.
Третье издание книги Ванькова “Чешкский фотолюбитель” (1908 год)
К самым известным книгам того времени относится подробное описание всех четырех известных тогда способов фотогрфирования — авторами которых являлись Дагерр, Тальбот, Ньепс де Сэн-Виктор, Атше — написанное и изданное профессором фотографии А. Бел-локом в Париже в 1855 году под названием „Les quatre Branches de la Photographie“.
Много изданий и переводов выдержала „Chimie photographque“, составленная в 1854 году Барресвилем и Даванном в Париже. В шестидесятых годах прошлого века с приходом мокроколлоидного процесса начался огромный подъем фотографической литературы. Появляются первые специальные словари, например, в 1860 году „Photographisches Lexikon“. Юлия Шнаусса в 1863—66 гг. шеститомный труд “Repeitoire Encyklopedique” и др.
После пособия Дагерра появляется польская литература в 1857 году с именем Максимилиана Штраса. В Чехословакии, вероятно, долгое время пользовались немецкой литературой, ибо первая отечественная книжка вышла в 1863 году. Написал ее пражский фотограф и химик Антонин Маркл под названием «Фотография современная, на принципах науки и опыта основанная». Она вышла в издании Алеша Крейдла на Доминиканской улице, где находился фотографический магазин. К книжке был приложен список алпаратов и
химикалий, которые имела в распоряжении фирма. Во вступлении автор упоминает об огромном значении фотографии и предсказывает ей выдающуюся будущность. В следующем 1864 году Маркл издал на собственный счет второе пособие под названием «фотография на сухом коллоиде, инструкция для создания негативов, позитивов и диапозитивов в соответствии с новейшими открытиями и собственным опытом». Оба эти пособия редко встречаются в наших библиотеках. Написанная Марклом на немецком языке книга о гелиографии в 1870 году вызвала спор, ибо берлинская фирма Ом и Гроссман считала, что он выдает ее тайные инструкции. Маркл выиграл спор и книжка, поскольку она не была уничтожена при конфискации, была быстро разобрана и является сейчас библиографической ценностью. Распространение гелиографии заставило Вацлава Фрича, владельца естествовед ческого магазина в Праге написать книгу “Гелиография — полная инструкция для производства успешных фототипов” печатались главы о фотографии на сухих пластинках Войтеха Шафаржика.
Вскоре вышла вся работа особым изданием на 29 страницах; она является одной из первых чехословацких фотографических пособий. Девяностые и следующие годы отмечены не менее интересной историей фотографической литературы, слишком обширной, чтоб затронуть ее в нашей статье. Как иллюстрацию этого периода мы помещаем здесь несколько книжных обложек, ярко отражающих характер своей эпохи.
- Автор: Красноярский фотограф Артур Миханев
- Фотограф, консультант, преподаватель, кандидат исторических наук
- http://mihanev.ru/