Содержание страницы
Как и у многих объективов, у Biotar 58mm длинная генеалогия.
- это были шестиэлементные объективы с асимметричными внешними элементами, вариант конструкции двойного Гаусса с более высокими характеристиками и повышенной коррекции поля со светосилой.
Оптиками была предпринята попытка улучшить конструкцию Planar 1896 года, отказавшись от подхода строгой симметрии для компенсации радиусов кривизны поверхностей и показателей преломления, достигнув дополнительных параметров коррекции. Асимметрия в данном случае означает, что передняя группа из 3 линз в целом стала больше, чем группа за диафрагмой. Кроме того, каждая из двух внешних собирающих линз имеет больший диаметр, чем две пары внутренних линз. Практически все современные светосильные объективы со средним углом поля зрения (фокусное расстояние 50-100 мм на 35-мм камерах) имеют конструкцию двойного Гаусса, как и Biotar.
В то время как Zeiss любит заявлять, что они были создателями этой конструкции, на самом деле, Biotar был основан на объективе Taylor, Taylor & Hobson Ltd. Cooke Series Opic. В 1927 году объектив Biotar был выпущен как кинематографический объектив с 50 мм и f/1,4, а 19 октября 1936 года — как версия 58 мм f/2 для 35-мм камер. Создание такого светосильного объектива до Второй мировой войны было одним из величайших подвигов в истории оптики, поскольку он был спроектирован и построен без использования компьютеров. Все оптические расчеты были выполнены вручную группами техников-оптиков.
Ближе к концу Второй мировой войны, в феврале 1945 года, ВВС США и британские ВВС разбомбили Дрезден, вызвав мощную огненную бурю и сильно повредив завод Zeiss в Йене. В 1949 году компания вернулась в виде Carl Zeiss Jena и выпустила Contax S, первую в мире зеркальную камеру 35мм формата со стеклянной призмой и сменными объективами. Эта камера была первой, в которой использовалось крепление M42. Прошло еще девять лет, прежде чем японцы догнали их, разработав Nikon F, Canonflex, Pentax Spotmatic и другие зеркальные фотокамеры.
Самым первым из того, что мы сейчас называем «объективом в комплекте», поставляемым с Contax, был объектив Biotar 58 мм f/2. Это был переработанный объектив для применения на зеркальных камерах. Видоискатель Contax S был тусклым, и светосила объектива позволяла не только делать фотографии с художественным размытием фона, но и помогать при фокусировке. Фокусное расстояние 58 мм обеспечивало просмотр 1:1 на фокусировочном экране Contax S.
Девять лет спустя, когда японцы начали производить зеркальные фотокамеры, практически все они, кроме Nikon, Topcon и Canon, переняли резьбовое крепление M42, изобретенное для Contax S. И почти все японские производители объективов использовали конструкцию двойного Гаусса Biotar, в качестве основы для своих светосильных объективов.
Biotar стал известен, помимо прочего, своими небольшими габаритами, которые, по мнению производителя, были особым признаком качества.
Советский объектив 2/58 мм Гелиос-44 для фотоаппаратов “Зенит” был наиболее распространенной версией Биотара, и сегодня он является отличным аксессуаром с хорошим соотношением цены и качества для любой цифровой камеры.
Модификации
Есть четыре основные модели оригинального Biotar, несколько их вариаций и репродукция, выпущенная Oprema Jena. На протяжении всего периода производства объективов менялись оправа и диафрагма, и самые большие различия проявляются в том, как работает диафрагма.
Довоенный Biotar (1937–1945)
Довоенный Biotar 58 мм выпускался только с байонетом Exakta, и это совсем другой объектив по сравнению с более поздними моделями. Его легко узнать по креплению и массивной конструкции из хромированной латуни. Формула объектива отличается от всех послевоенных объективов: поверхности элементов объектива изогнуты, а восемь лепестков диафрагмы изогнуты так, что образуют ровный апертурный круг.
До 1939 года линзы не имели антибликового покрытия, поэтому давали изображения с низким контрастом, с бликами и ореолами. В 1939 году объектив оснастили антибликовым покрытием и предлагались за 25 рейхсмарок к цене основной версии. Тогда же и появилась отметка красной буквой T (что означает «Transparentz» или Transparency Layer). Это покрытие, впервые запатентованное Александром Смакулой в 1935 году, является прародителем знаменитого знака Zeiss Optics T*, используемого по сей день. До Второй мировой войны Zeiss использовала китовый жир в качестве смазки, и он неизменно высох, если объективы не обслуживались.
Ручной привод диафрагмы без предустановки (1946-1952)
Модель Biotar 58 мм с ручным управлением — самая маленькая и наиболее качественно сделанная из всех различных моделей, и она очень напоминает довоенный объектив по дизайну и конструкции. Сначала он изготавливался из довоенных латунных деталей с твердым хромированием или никелированием, а затем из алюминия. Также имел редкое черное лаковое покрытие с белыми отметинами, которое является наиболее коллекционным.
В этом объективе многослойное оптическое покрытие Zeiss впервые стало стандартной опцией. Это также была первая модель с креплением M42, но подавляющее большинство объективов было изготовлено с креплением Exakta. Очень редкие экземпляры существуют в резьбовом креплении Leica (М39). Выпускался послевоенный объектив и с резьбой М40 (Практифлекс), но внешне он практически идентичен довоенному варианту. Эта версия объектива была произведена сразу после Второй мировой войны, и очень часто сопровождается маленькими пузырьками в стекле, которые являются результатом производственных процессов. Они невелики, и не влияют на качество изображения.
Модель пользуется наибольшим спросом, потому что она оснащена 17 лепестками диафрагмы, которые создают плавные переходы зон вне фокуса, что приводит к сливочно-гладкому боке. Боке напоминает советский Гелиос 44, и я оставлю другим спорить о различиях между ними. Оптически он очень похож на изображения, полученные с помощью объектива Biotar 75mm f/1.5, хотя и не столь эффектно.
Ручное управление диафрагмой с кольцом предустановки (1950–1954)
Есть две разновидности объектива. Ранняя модель имеет черные полосы на кольце диафрагмы, которые видны спереди, ее часто называют моделью с разрезным кольцом. В более поздней модели эти разделения отсутствуют, поэтому их довольно легко отличить. Обе версии сильно крупнее, чем предыдущий выпуск, и благодаря алюминиевой конструкции и фокусировочному кольцу с накаткой очень напоминают Carl Zeiss Jena Flektogon 35mm f/3.5 того же производственного периода.
Объективы оснащены 10 или 12 лепестками диафрагмы. Модель с 12 лепестками была отмечена знаком «Q1», что означает «Qualität 1» или «Знак качества номер 1», и с этим знаком экспортировались.
Объективы имеют кольцо предустановки диафрагмы в передней части объектива. Механизм позволяет фотографу сфокусироваться на полностью открытой диафрагме, а затем, не отрывая глаз от видоискателя, можно быстро повернуть кольцо на «предустановленную» диафрагму. На пленочной камере это работало следующим образом: вы измеряли экспозицию с помощью ручного экспонометра, нажимали на кольцо и поворачивали его до выбранной диафрагмы, например, f/11. Затем вы можете открыть диафрагму до f/2 чтобы навестись на резкость, а затем быстрым поворотом кольца закроете диафрагму до предварительно выбранной. С нашими современными цифровыми камерами это кажется нелогичным, так как при включенной хотя бы одной функции “Авто” (выдержка, диафрагма или исо) картинка будет одинаково светлой на дисплее или видоискателе. Конечно, при условии, что включена симуляция экспозиции.
Первое кольцо является ограничителем и устанавливается на желаемое значение диафрагмы. Другое соединено с диафрагмой. Вы устанавливаете необходимое значение с помощью кольца шкалы и переключаетесь между полным открытием и закрытием, поворачивая кольцо от одной предельной точки к другой. Очень просто, но не так просто, как автоматическая система диафрагмы, поэтому эти объективы были анахронизмом еще до того, как появились на рынке. Однако система работала, и многие фотографы использовали ее годами.
Полуавтомат (1953-1960)
Это наиболее распространенная форма Carl Zeiss Jena Biotar 58mm f/2, но, к сожалению, она наименее подходит для адаптации к цифровым камерам. Его легко узнать по маленькому штифту диафрагмы, торчащему из задней части объектива, и волнистому кольцу диафрагмы. Штифт управляет механизмом диафрагмы, который позволял закрывать диафрагму при спуске затвора.
Такая система позволяла фотографу фокусироваться при полностью открытой диафрагме, а затем автоматически закрывать ее с помощью механизма камеры перед открытием затвора. Но это будет работать только на пленочной камере соответствующе оснащенной. По сравнению с предыдущей моделью диафрагма уменьшена с f/22 до f/16, и у нее всего десять лепестков диафрагмы. Этот объектив выдает самые резкие и красочные изображения, так как на нем была последняя версия покрытия Zeiss T, но боке не такое приятное, как у предыдущих версий. Для применения на современных камерах без толкателя диафрагмы, можно попробовать заблокировать штифт и поработать, как с обычным мануальным объективом.
Oprema Jena (2018)
Oprema-Jena выпустила современный объектив на основе оптической формулы Biotar 58mm f/2 в 2018 году. Доктор Вольф Дитер Пренцель отвечал за схему, а за механику – Андре де Винтер. Объектив изготовлен компанией Kenko-Tokina в Японии. Я включил его сюда, потому что, хотя это и не классический объектив, он полностью соответствует формуле Biotar.
Carl Zeiss Jena Biotar 2/58, 1954 пример фото
Автор – photobutmore.de
Olympus Evolt E-330
Ссылки
liveviewer.ru – ВК – Ютуп – Телега