Дифракция – это, выражаясь по рабоче-крестьянски, явление, при котором волны изменяют свое прямолинейное направление при прохождении вблизи препятствий. В фотографии с этим явлением мы сталкиваемся, когда “зажимаем” диафрагму объектива до критических значений, при этом снижается резкость изображения. Критические значения диафрагменного числа зависят от конкретной модели камеры и установленного на нее объектива.
Чем выше фокусное расстояние и диаметр объектива, и меньше “зерно” светочувствительного материала, тем больше шансов получить размытие в зоне резкости при изменении диафрагменного числа (на объективах разного диаметра и фокусных расстояний, фактический диаметр диафрагмы на одном и том же числе различается, потому получать “мыло” на объективе, допустим, с ФР 200мм и 50мм можно будет с числа f8 и f11 соответственно)
Явление дифракции проявляется на разных величинах относительного отверстия диафрагмы в зависимости от фотоаппарата и объектива. Когда-то давно я нарыл в интернете таблицу, в которой отмечено критическое значение относительного отверстия диафрагмы для различных фотоаппаратов. В этой таблице оно занесено, как DLA и отмечено красным цветом
Дифракция была известна еще со времен Ньютона, но объяснить более-менее толково это явление смог только спустя полтора века товарищ Френель, положив в основу принцип Гюйгенса.
Выводы
Если мы не зажимаем до упора диафрагму, то дифракция нас сильно не трогает. Из-за этого явления, например, длиннофокусные объективы будут давать чуть менее резкую картинку, будучи установлены на кропнутые камеры, чем на камеры с бОльшим размером сенсора. Природа явления фундаментальна и от нее никак не избавиться.
Курсы для фотографа:
- Онлайн-курс фотографии для самостоятельного прохождения, Easy уровень
- Онлайн-курс фотографии для самостоятельного прохождения, Nightmare уровень
liveviewer.ru – ВК – Ютуп – Телега