В Китае советуют посетить три места, если вы являетесь любителем фототехники: Пекинскую «Выставку китайских фотоаппаратов» в павильоне достижений КНР , «Шанхайский музей старой фотокамеры» и «Музей фотокамер» в Ханчжоу Гао. После посещения этих трех выставок у вас будет более четкое понимание истории развития Китайских отечественных плёночных камер!

Шанхайский музей истории фототехники

(Вход в музей бесплатный)

У этого музея в разное время было несколько названий, сейчас он носит наименование «Шанхайский музей фотоаппаратов». На самом деле специфика музея намного шире. Я немного расскажу о нём.

Шанхайский музей по производству старых камер

Это вовсе не «заводской музей шанхайской фото-фабрики», как возможно, кто-то считает, а частный проект одного замечательного человека, которого поддержали на государственном уровне.

Это очень хороший музей фототехники. В нём представлены различные модели и стили камер — редкие зарубежные образцы и уникальные фотоаппараты отечественного производства. В музее находятся сотни известных китайских и зарубежных камер, в том числе серии камер Leica, Rollei, Kodak и Hasselblad, на поиски которых коллекционеры не пожалели усилий.

В квадратных рамках сияют холодным металлическим блеском камеры, выпускавшиеся на 34-х заводах КНР. Они были хорошо известны в стране в 1950-х и 1960-х годах. Множество очень редких и уникальных камер. На видных позициях множество камер со словами той эпохи: «Служить народу», «Путём великого кормчего» и «Да здравствует председатель Мао».

Проект существует с 2012 года. Собственно, подготовка к открытию заняла ещё около трёх лет. А в сентябре 2015 года, музею стало тесно. Помещения площадью 800 кв.м, оказалось мало и он переехал. На улице Анфу (Anfu Road), началась новая волна посещений. В сентябре 2020 года открылось новое помещение комплекса «Шанхайский музей фотоаппаратов». Он расширился за счёт объединения с Yingjie Image Art Museum. Два павильона уже давно неразделимы в продвижении культуры фотографии. В дополнение к сохранённой выставочной площади коллекции фотоаппаратов добавились фото-библиотека, кофейня для общения и лекторий. В музее создан исследовательский и образовательный центр, где проводится все больше и больше уникальных он-лайн и офф-лайн мероприятий.

Чэнь Хайвэнь (создатель музея) поминал, что на открытие музея была приглашена группа пионеров китайской фото-индустрии. Один из них, 84-летний ветеран после просмотра экспозиции заплакал. Чэнь Хайвэнь сказал: «Музей старой камеры — это концентрация памяти, которая свидетельствует о тех временах. Я фотограф, и это мой вклад в то, что «Чайка» — вызывает чувство гордости шанхайцев к исторической промышленности Шанхая. Если этот музей смог немного затронуть память и гордость за национальную индустрию, я очень счастлив, и не прекращу работу.»

В павильоне китайской техники

Главный куратор и вдохновитель создания музея

Чэнь Хайвэнь имеет много разных званий в дополнение своего имени. Он знаменитый фотограф, Вице-президент Шанхайской ассоциации фотографов, художественный руководитель культурно-выставочного комплекса, член Китайской народной политической консультативной конференции (КНПКК)

Чэнь Хайвэнь (Chen Haiwen)- коллекционер фотоаппаратов и директор музея старых фотоаппаратов. Но особой строкой в его визитной карточке значится: основатель «Шанхайского музея производства старых фотоаппаратов».

Сам музей расположен в исторической части старого Шанхая.

Раньше это была улочка Chongqing South Road № 308, длиной не более километра. Это очень короткая и очаровательная небольшая улица, по которой движется много велосипедов, её можно осилить меньше чем за полчаса. На фасаде нет ослепительного убранства, а простые чёрные окрашенные стальные окна заставляют шанхайцев чувствовать себя уютно. У ворот выставлены две таблички с отличными фотографиями, а на втором этаже расположено кафе для обмена опытом. На третьем этаже находится музей.

Можно, следуя по указателям внутри помещения, проскочить второй этаж и посетить музей на третьем этаже. Но выход из музея напрямую доведёт до кафе на втором этаже. Хотя это современное кафе, оно стилизовано под исторический облик помещений Шанхая.

Изображение фотоаппарата можно увидеть даже на салфетке. Цены в этом кафе очень доброжелательны к людям, а место не такое шумное, как где-нибудь на улице. Можно посидеть с книгой за чашкой кофе и старой камерой. Это нравится путешественникам.

В Шанхайском музее старых фотоаппаратов собраны камеры 34х производителей фототехники Китая. Например, Пекинской фабрики фотоаппаратов, Шанхайской фабрики фотоаппаратов, Даньдунской фабрики фотоаппаратов, Нанкинской фабрики пленочного оборудования, Чунцинского завода электрооборудования Чанцзян, и фабрики Seagull.

Шанхайский старый музей фотоаппаратов упоминается в путеводителе по «Старом Шанхае».

Это не просто комната с экспонатами, а прекрасно продуманный механизм. Это-заведение по праву считается визитной карточкой Шанхая…

Цифровые продукты безжалостно изменили наши методы создания изображений и формы их хранения, и даже повлияли на наше восприятие и открытие мира. Не так давно американская компания Kodak объявила о своём банкротстве. Поэтому Чэнь Хайвэнь говорит, что на этот момент Шанхайский музей по производству старых камер можно считать последним лучиком солнца эпохи кино. Чэнь Хайвэнь: «Я иногда работаю до тех пор, пока мои кости не отваливаются, и когда я прихожу домой, я беру «Seagull 4A-109» и вожусь с затвором. Слышу, как щелкнуло, ха! Глаза будут отдыхать.» На посещение музея старой камеры можно потратить около часа.

В музее представлено более 120 отечественных старых сокровищ фототехники и более 80 редких иностранных фотоаппаратов, в том числе более 200 предметов связанных с фотографией: объективы, различные фото аксессуары, рекламные плакаты. чертежи и т. д

В экспозиции также представлены такие отделы, как:

  • зона старинных фотоаппаратов, зона классической фототехники,
  • экспозиция камер Нового Китая,
  • группа фотографических мемориальных скульптур,
  • площадка самых редких коллекционных камер.

Среди зарубежных экспонатов старинные пластиночные фотокамеры, немецкие камеры Leica и Rollei, американские Kodak и шведский Hasselblad. Камеры более чем 100-летней историей, которые повлияли на развитие китайских камер

Почти вся представленная техника из личной коллекции Чэнь Хайвэня, который начиная с 2000 года начал стал собирать по всей стране продукты серии Seagull разных периодов. Есть демонстрационная, действующая линия сборки ТLR-камеры Seagull 4A-109, где специалисты могут предоставить услугу по настройке, ремонту и восстановлению фотоаппаратов.

Существует также небольшая тёмная комната с красным фонарём для фотопечати. В выставочном зале — галерея старых фотографий, на которых запечатлены яркие моменты из прошлого. Здесь консультируют и ремонтирует старые камеры Seagull, а некоторые люди дарят свои собственные антикварные камеры, что особенно трогает сотрудников.

Зал восковых фигур.

Чэнь Хайвэнь создал групповую скульптурную композицию на фоне площади Тяньаньмэнь. Зрители могут встать среди скульптур и по желанию, сделать очень трогательные фотографии. Подумайте о том, как на фото Тянь Цзыфан (жена Мао) подаст Вам эмалированную чашку чая «Служа народу». Посетители могут почувствовать себя крутыми.

Камеры «Донфенг 120» и «Хонгцы 20»

Жемчужина экспозиции- знаменитые камеры Донфенг 120 и Хонцы 20.

Их выпустили в 1969 году во время «культурной революции», чтобы доказать возможность Китая производить продвинутую фототехнику. Камеру «Dongfeng 120» на основе шведской камеры «Hasselblad 500С», выпустили на Шанхайской фабрике фотокамер, а «Hongqi 20» — на «Шанхайской фото-фабрике № 2», по образу «Leica 3М». Вместе с затратами на разработку, оборудование, себестоимость камер оказалась ужасающей, и производство этих двух моделей оказалось минимальным; только 97 штук для «Dongfeng 120» и 271 шт. для «Hongqi 20».

В музее можно увидеть четыре модели камер серии «Shanghai 58». Где-нибудь ещё такое увидеть врят ли удастся. Одна из моделей, «Shanghai 58-IV» была изготовлена в количестве только 11 штук.

Линия производства фотоаппаратов, которую восстановили в музее

Отдельного рассказа требует линия производства фотоаппаратов, которую восстановили в музее. Там работают пенсионеры с фото-фабрики. Поднявшись на третий этаж и повернув в зал, можно оказаться в цеху по производству фотоаппаратов. Это часть оригинальной сборочной линии завода по производству фотокамер «Seagull 4A-109». В былые времена объем производства на Шанхайской фабрике мог достигать 10 000 и более в месяц. В начале 1980-х годов на фабрике работало более 6000 человек.

В 2004 году эта операционная линия была законсервирована при реструктуризации предприятия в Шанхае. Но Чэнь Хайвэнь приложил максимум усилий извлечь её из пыльного склада. В 2009 году Чен приобрел производственную линию, а так же оставшихся неиспользованными компоненты того времени и воскресил процесс.

Теперь эта операция была перенесена в помещение Музея, где более десятка пенсионеров (бывших работников Шанхайской фото-фабрики) поддерживают выживание этой сборочной линии. Каждая из камер содержит 407 компонентов, для выполнения которых требуется 89 процедур. В среднем работникам требуется один день, чтобы закончить сборку камеры.

На сегодняшний день уже изготовлено 500 «новых» камер. «Новая» производственная линия Чена могла бы производить около 1000 камер в месяц, используя оставшиеся компоненты, которые он приобрел в 2009 году. «Я специально попросил рабочих собирать их медленно, чем больше они произведут, тем скорее наступит конец производственной линии!» печалится Чен. «Пока мы можем продолжать делать их, это означает, что история этой китайской камеры еще не закончилась». Чэнь Хайвэнь использовал всю свою мудрость бизнесмена, в поисках комплектующих для камеры по всей стране. Теперь деталей хватит на 4000 камер. Сегодня камера продается за 5800 юаней (911 долларов), и ее можно приобрести в магазине Чена в Тяньцифане или в интернете, на taobao.

Экскурсия на линии по сборке камеры «Seagull-4F-109»

В интерактивной мастерской музея стоит рабочий стол уважаемого человека. Он был модельером китайской «Лейки», камеры «Красный флаг 20». Мастер Ван Хунтао (Wang Hongtao) более 40 лет собирал фотоаппараты «Seagull» с момента начала производства камеры. Это его чёрно-белые фотографии представлены в экспозиции камеры «Seagull». Когда старый музей готовился к переезду, учитель не мог прийти. Чэнь Хайвэнь сказал ему: «Вы должны держаться, музей собирается открыться, я приготовил для вас верстак, приходите»! Старик часто кивал со слезами на глазах, но ушёл через три дня.

Комментарий

Кан Гезай (Ramon):

Если честно, я мало знаю о отечественных пленочных камерах. Можно говорить только о том, что я знаю. Отечественная пленочная камера в основном основана на 120-м типе. Два основных бренда, которые я знаю — это Phenix и Seagull. Камера Phenix имеет несъёмный объектив. Сначала были зеркалки 120-й, а затем 135й формат. Я пропустил эпоху среднего формата. Почему они исчезли?

На этот вопрос не сложно ответить. Японские и немецкие камеры были сделаны лучше, будь то body или объектив. Со временем люди стали сравнительно богатыми и их не устраивало просто фотографирование. Они начали искать лучшее оборудование. Но отечественная техника не смогла удовлетворить их потребности. Если никто не покупает её, естественно, производство падает. А наша страна не вкладывала слишком много в исследования в этой области. Поэтому отечественные зеркальная камера или обычный фотоаппарат остались в прошлой эпохе.

Владимир Зверев

Редактура — Алексей Гвоздев, liveviewer.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.