Подлодка-музей в г.Вытегра. Заложена 1 июня 1970 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Спущена на воду 16 сентября 1970 года.

16 января 1971 года после сдаточных испытаний вошла в состав 211-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Северного флота СССР. В 1971—1972, 1973—1974, 1977 и в 1983 годах выполняла боевые задачи в Средиземном море, в 1982 в Баренцевом и Норвежском морях, в 1984 в Северо-Восточной Атлантике.

В январе-июле 1988 года осуществляла групповой поиск подводных лодок ВМС НАТО совместно с Б-396 «Новосибирский комсомолец» и Б-401 «Новосибирск». 12 августа 1989 года на глубине 80 м Б-440 попала в трал норвежского рыболовецкого траулера «Орион» к юго-востоку от острова Медвежий. Сеть была снята силами личного состава судна, позднее лодка ушла в подводное положение, при переговорах голосом капитан национальную принадлежность скрыл. Основными причинами происшествия признаны безграмотное маневрирование и неоправданное сближение с целями.

В 1990—1995 гг. проходила капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. В 1994 году перечислена в состав Балтийского флота и зачислена в состав 25-й бригады подводных лодок 4-й дивизии учебных кораблей. В 1998 году исключена из состава флота и передана для утилизации.

В 2003 году было принято решение установить подлодку в качестве музея г. Вытегра. В 2003 году началось переоборудование в музей на Кронштадтском морском заводе, что было завершено в 2005 году. Большая часть отсеков сохранена полностью, остальная часть использована для эксплуатации музея. В Вытегорском заливе произведены дноуглубительные работы — необходимое условие для приема судна, которое ошвартовалась у береговой черты. В Вытегру подводная лодка была доставлена по акватории Ладожского и Онежского озёр. 10 декабря 2005 года подводная лодка стала базой для Музея боевой славы моряков.

5 лет сборов, и вот оно — бездыханное тело субмарины, выброшенное на берег, на радость приезжему глазу.

Как добирались песня отдельная, но короткая — дороги хороши, до самой Вытегры и мимо нее, а вот по Вытегре… Я, конечно, ожидал большего. Местами укладывают новый асфальт, но сам путь до вокзала с лодкой (уже подсказка, так как по карте не понятно куда ехать), это убитая тропинка, похожая на пешеходник, среди деревьев и деревяшек.

На Вытегру!
На Вытегру!

Ни указателей, ни обозначений. Пробираешься, видишь речной вокзал, выходишь в проливной дождь из машины, идешь смотреть на инфографику. О, да мы же рядом. Просто из-за деревьев ничего не видать. Б-440 стоит на мелководье, приварена к пирсу.

Здание вокзала выглядит так, как будто ты опоздал сюда примерно на 30 лет.
Здание вокзала выглядит так, как будто ты опоздал сюда примерно на 30 лет.

Сама лодка, это конечно, шедевр Советского промышленного зодчества.

Макет не работает
Макет не работает

Подумать только, сколько умов было задействовано в проектировании и постройке, в голове не укладывается.

Местный котэ помогал покупать билеты
Местный котэ помогал покупать билеты

Лодка, как лодка, только дизельная. Огромных размеров, после Д-2 в Питере даже как-то странно ощущается не совсем стесненная обстановка внутри. Ходить можно не пригибаясь — все, что мешало — выпилено. даже стойкого запаха соляра нетути.

Часть отсеков демонтирована, например, аккумуляторный полностью освобожден и переделан в музей, дизель-электрический подтоплен — вниз не пускают, а вместо дизеля из пола торчит непонятное нечто. Возможно, дизель внизу, а это снятая клапанная крышка, и я что-то не понимаю. Подскажите.

Большинство кабельных трасс срезано, и приборы посреди стен смотрятся сиротливо. В боевую рубку проход закрыт по техническим причинам (тоже самое я видел и на Д-2, видимо боятся что кто-то навернется).

Захлопки для вывода газа от дизеля.
Захлопки для вывода газа от дизеля.

Зато перископ поднят, и в него можно НИЧЕГО НЕ УВИДЕТЬ. Кто-то уже увидел, на его век хватило.

Подводная лодка в степях Вологодчины. Б-440 и разруха вокруг

Набережная, уложенная когда-то давно плиткой, местами покосилась и… мы как раз были в дождь, и в дождь по ней пройти в легкой обуви просто нереально — все провалилось и находится под водой, не меньше, чем по щиколотку.

Чтобы попасть наверх, злая тетя-смотритель нас послала в обход лодки, в аккурат по утонувшей плитке. За что мы ей всем составом благодарны — промокло все.

Подводная лодка в степях Вологодчины. Б-440 и разруха вокруг

Увы, прием не порадовал, как и не порадовало синее тело на территории музея. Стреляло сигареты и рассказывало, как оно вчера с мужиками гоняло на этой самой лодке по заливу. Местный колорит. Но в целом, спасибо и на том, что в ВО есть возможность посетить музей-подлодку.

Подводная лодка в степях Вологодчины. Б-440 и разруха вокруг

Выглядит, правда, такая возможность — как одолжение.

Сталин не одобряет.
Сталин не одобряет.

Удивительное дело — лодку тащили в Вытегру по акватории Ладоги и Онеги, специально проводили дноуглубительные работы по пути ее следования. Переделывали не на месте, а в самом Кронштадте.

Координаты — 61.001701, 36.430673

В навигаторе ставить точку именно сюда, так как иначе — ведет в противоположную сторону, а там проезд и проход закрыт. Можно потратить примерно 3 часа на обзор лодки, если не сильно торопиться, и будет хорошая погода. Особенно, если едешь с детьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.