Ата Кандо — одна из талантливейших фотографов-женщин. Вплоть до своей смерти в возрасте 103 лет она продолжала созидать и радовать аудиторию интересными проектами.
Фотограф Ата Кандо (Ata Kando) родилась в интеллигентной семье 17 сентября 1913 года. Обучалась в частной школе искусств в Будапеште, где и встретила своего первого мужа, художника Дьюлу Кандо. Завершив обучение, Ата стала учеником фотографов Клары Вахтер и Ференца Хаара. Свой последний экзамен она сдала профессору Йозефу Печи. В 1930-х вместе с мужем Дьюлой Кандо она недолго пожила в Париже и Барселоне. До начала Второй Мировой Ата Кандо была детским фотографом, но вряд ли какие-либо ее довоенные работы сохранились. Во время войны оба они были активными участниками Сопротивления и в числе прочего изготавливали фальшивые документы. Их первый ребенок, сын Том, родился в 1941 году, а вслед за ним в 1943-м у пары появились дочери-близняшки.
В 1947 году семья вновь перебралась в Париж, однако вскоре Дьюла решил вернуться в Венгрию, и Ата осталась одна с тремя детьми. Благодаря своему соотечественнику Роберту Капе она нашла работу в лаборатории недавно основанного агентства «Магнум фото», где в 1950 году встретила 25-летнего Эда Вандер Элскена. Они поженились в 1953 году в Париже, а год спустя вместе переехали в Амстердам, но их брак распался. После этого Ата продолжала приезжать в Париж по несколько раз в год, чтобы фотографировать модные показы.
В 1954 году, после развода с Эдом, Ата Кандо с детьми отправились в Швейцарию, а затем в Австрию. Там она и сделала фотографии, которые впоследствии вошли в книгу «Сон в лесу».
После вторжения советских войск в Венгрию в 1956 году Ата Кандо хотела предложить свою помощь потоку венгерских беженцев. Вместе с известной голландской женщиной-фотографом Виолетте Корнелиус она отправилась к австро-венгерской границе. Опыт этих дней отразился в ее книге, посвященной венгерским детям, которая была переиздана в 2006 году к 50-й годовщине революции.
Со своими детьми Ата завершила фотокнигу «Сон в лесу», вышедшую в 1957 году. Автором текста стал ее 14-летний сын Том Кандо. Соавторами следующей книги Аты, «Калипсо и Навсикая», созданной по гомеровской «Одиссее», также стали ее дети, но публикации пришлось ждать вплоть до 2004 года.
С 1961 года Ата Кандо является педагогом по фотографии в Школе графических искусств в Утрехте и AKI в Энсхеде. Коэн Вессинг и Ад ван Дендерен — только двое из ее талантливых студентов.
В 1961 году Ата Кандо отправилась в путешествие по Амазонии, куда ее пригласила парижская манекенщица, вышедшая замуж за помощника известного архитектора Ле Корбюзье, южноамериканского индейца по происхождению. Ату настолько обеспокоила судьба амазонских аборигенов, что она вернулась сюда еще раз в 1965 году, но уже на более долгое время. По возвращении она стала соучредителем рабочей группы по делам южноамериканских индейцев и опубликовала свою книгу «Раб или мертвый». Ата Кандо надеется, что выставки и сопровождающие их публикации помогут предотвратить истребление этих изолированных, но пока еще сохранившихся племен. В 1970 году в Будапеште вышли ее «Дети луны» — подробный отчет о поездках в Южную Америку.
С 1979 по 1999 год Ата проживала за границей, но после ее возвращения в Нидерланды в 2001 году к ней пришло признание.
В 2004 году здесь была издана ее книга «Калипсо и Навсикая». И совсем недавно, в 2008 году Ата Кандо, в сотрудничестве с Дианой Блок и Сашей де Бур опубликовала книгу «Жизнь других» о сегодняшних взаимоотношениях между людьми и животными. В 2010 году вышла книга «Фотограф Ата Кандо» — ретроспектива ее творчества, куда вошли многие ее ранее не публиковавшиеся работы.
Примечательно, что Ата Кандо, в возрасте 101 года!, представила свои картины, написанные гуашью.