Gelios 77M 4 2

Гелиос-77М-4

Знаменитый Гелиос-77М-4 дважды попадал мне в руки. И оба раза я расставался с ним без сожаления — невзирая на резкость и “крученное” боке. Но все изменилось, когда пришел он — Гелиос-77М-4 валдайского завода “Юпитер”… Оказалось, что первые две версии были изготовлены на другом предприятии — ВОМЗ.
Сам по себе Гелиос-77М-4 весьма редок. При этом версия валдайского завода “Юпитер” встречается реже, чем изделие Вологодского оптико-механического завода. А у меня оказался совсем уж редкий вариант объектива — 1991 года, с кириллическим написанием названия.Gelios 77M 4
Не думаю, что изменения в оправе свидетельствуют о каких-то существенных внутренних изменениях. Ведь сам по себе объектив был разработан на КМЗ и уже затем его производство передали другим предприятиям. Но каждый завод по-своему решил свою задачу — и валдайская версия однозначно вырвалась вперед.
Общеизвестно, что она гораздо лучше держит контровый свет. То есть, маркировка “MC” на объективе отнюдь не для галочки. Кроме того, картинка у валдайского варианта отличается большим микроконтрастом, плотностью цвета — она словно бы “четче”, выразительнее, характернее.
Объектив хорошо закручивает фон — причем, настолько хорошо, что этот эффект будет весьма виден и на кропнутых камерах. Вот почему Гелиос-77М-4 часто называют альтернативой знаменитому Гелиос-40, цена на который редко опускается ниже 9000 рублей.Резкость объектива не вызвала никаких вопросов — как и и почти все стекла, выпущенные на закате Советского Союза, Гелиос-77М-4 выдает отличное разрешение уже на полностью открытой диафрагме.
Ради интереса я сравнил его со знаменитым немецким аналогом — Pentacon 50/1.8. Это действительно отличное стекло, про которое в принципе нет отрицательных упоминаний в сети.
И вот что показал Гелиос-77М-4 (он выше):

Gelios 77M 4 primer foto 7 Gelios 77M 4 primer foto 14

Как по мне, на полностью открытой он оказался даже чуть резче немецкого аналога. Кроме того, у Гелиос-77М-4 более спокойное, ровное боке — не такое зыбкое и струящееся, как у Pentacon 50mm f/1.8 (иногда такой характер боке называют “чешуя”).
Кстати, что касается рисунка, то валдайский Гелиос-77М-4 активно двоит линии. И если вы любитель этого эффекта, то вам однозначно стоит присмотреться к объективу.
Цветопередача у объектива спокойная, сдержанная, правильная. То есть, это стекло выдает хорошую нейтральную основу для того, чтобы в процессе обработки вы сами достигали нужного оттенка. Совсем другая ситуация, например, ждала меня при работе с Canon FD 28mm f/2.8 — эта линза заметно уводила картинку в пурпутную тональность, что заставляло вносить коррекцию при постобработке.

Пример фото на Гелиос-77М-4

Подводя итог, можно сказать, что Гелиос-77М-4 действительно один из наиболее совершенных советских объективов.  Он на равных конкурирует с немецкими и японскими аналогами своего времени. Кроме того, Гелиос-77М-4 характерно закручивает фон в зоне боке, обеспечивая при этом равномерную резкость по всему полю кадра (чем не может похвастаться тот же Гелиос-40). Объектив хорошо собран и удобен в управлении. Таким образом, Гелиос-77М-4 — это один из наиболее совершенных светосильных полтинников конца XX века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *