"Chaika-3" is a Soviet scale semi-format camera. The third model from the family of the same name. It was produced in 1971-1973 by the Minsk Mechanical Plant named after S. I. Vavilov (Belarusian Optical and Mechanical Association). Unlike the first and second models, it has an uncoupled selenium exposure meter. The appearance of the camera has also been changed. Chaika-3 600.000 copies were produced.

Seagull 3

Вы смотрели немое кино? Например, “Огни большого города” с прекрасным и великим Чаплиным? А диафильмы помните? Полумрак, тёплый, гудящий проектор – и чудо на белой простыне? Зачем сейчас – об этом? Позвольте объяснить. Дело в том, что стороны кадра у диафильмов – 18 миллиметров на 24. И у немых кинокартин были такие же. Изобретая свою бессмертную “Лейку”, Оскар Барнак два смежных кадра объединил. И получил один фотографический, в 24 миллиметра на 36.

 

Но идею кадра маленького – отнюдь не забыли. Конструкторы пытались уменьшать: снимок, плёнку, камеру. Казалось: ещё немного – и канут в Лету привычная плёнка, стандартный кадр и большие аппараты. Не канули – не случилось. Но воплощённые надежды – камеры тех лет – остались с нами. Машинки под узенькую 16-миллиметровую плёнку, устройства с нестандартным снимком и, наконец, аппараты полукадровые. На последних и остановимся. Название говорящее – снимок у них половинный. На обычной плёнке помещается почти вдвое больше таких кадриков. Размером – в те самые 18 и 24 миллиметра, как в немом кино. Или как в диафильмах:)

Seagull 3

Из советских полукадровых машинок, самые, наверно, массовые – это белорусские “Чайка” и “Агат”. Их и сейчас найти несложно. У меня – “Чайка-3”, последняя в семействе и самая “продвинутая”: со съёмным объективом, селеновым экспонометром и скобой для вспышки.

Камера хоть и небольшая – но солидная. Много серебристого металла, чёрный и светлый пластик, серьёзного вида рамки. Светомер и диск выдержек занимают верх справа – поэтому взвод у камеры внизу. Колёсико перемотки – почему-то тоже, как и счётчик кадров. Замок у крышки – основательный, как у старых “Зенитов”. Видоискатель темноватый, но с подсвеченными рамками. Объектив – “Индустар-69” – маленький и очень плоский. Оформлен тоже серьёзно – чёрно-серебристый “блинчик” с накатками на торцах. Вполне светосильный – максимальная diaphragm аж 2.8. И с весьма “широким углом” – 28 миллиметров фокусного расстояния.

Seagull 3

Взвод длинный, градусов 270, и туговатый. Может, правда – только на моей “Чайке”. Спуск посажен неоптимально, спереди – зато мягкий и очень короткий. Выдержек – лишь четыре: от 1/30 до 1/250. Объектив вращается очень легко – буквально, одним пальцем, а кольцо диафрагмы – двумя. На объективе – много отметок. Расстояния до цели, дополненные значками: портрет, группа, пейзажи и здания. Ближе к камере, на неподвижном кольце – парные числа диафрагм. Дистанции внутри каждой пары обозначат глубину резкости. По-другому “Чайку” не навести – только по шкале расстояний. Отсюда – и название класса фотокамер: шкальные.

Seagull 3

Экспонометр, увы, погублен не лучшим ремонтом. Но пока был “жив” – свет худо-бедно мерял. Забавные стрелочки и колёсики помогали подобрать экспопару. В остальном же камера – вполне рабочая. Отвлекусь на объектив: он съёмный, помните? Да, съёмный, на резьбе М39 – но с уникальным рабочим отрезком. И для ценителей старой оптики это – солидная ложка дёгтя. На современную камеру объектив, конечно, встанет. Но снимет только “макро” – говорят, правда, неплохое. Добиться полной совместимости, говорят, можно. Но – с различным “напилингом”: от разблокировки фокуса до токарных работ. О результатах в Сети пишут, что на “кропе” можно снять неплохо и “закрутить hips“, а вдаль будет бочковидная дисторсия. На “полном кадре” будет, вдобавок, сильная виньетка – вплоть до круглого снимка.

Seagull 3

Перейду к моим ощущениям от “Чайки”. И они – очень необычные. Да, это шкальный аппарат, не рассчитанный на сложные снимки. Кадры “половинные” и потому вертикальные. Для горизонтальных камеру нужно “ставить на попа”. Снимок всё-таки маленький и “зерна” на фото получается много. Чувствительные и “крупноточечные” плёнки в “Чайку” лучше не заряжать. Лучше что-то единиц на сто-двести, и “тонкого помола”, вроде “Илфорда”.

Но при этом “Чайка” хорошо сделана. Дизайн и материалы выгодно отличают её от тех же “Смен”. А хорошая оптика – от “ЛОМО-Компакта”. Широкоугольный объектив искажает лица и “валит” здания – но зато прощает огрехи наводки. А с диафрагмой от 4 можно навести “гиперфокус”, резкий дальше трёх метров – и снимать на ходу. Из-за склонности к “зерну” и коротких выдержек камера любит свет, дневной и солнечный. Иногда выручает вспышка. А теперь – позвольте Вам напомнить, что снимков – очень много. И в этом – главное преимущество и неповторимый шарм “полукадра”. “Чайка” – хорошая камера “на всякий случай”, для простой, незатейливой съёмки день за днём. К концу плёнки Вы наверно забудете, что снимали в начале. А, проявив – вспомните и порадуетесь. По-моему, это хорошо.

  • Type - scale semi-format camera.
  • The type of photographic material used is 135 type film in standard cassettes.
  • The frame size is 18×24 mm.
  • The body is metal, with a folding rear wall.
  • Shutter cocking and film rewinding - with a head on the bottom panel, since 1972 a modification with a cocked shutter on the bottom panel has been produced. Removable pick-up coil.
  • Release button on the front of the camera, there is no thread for the cable release.
  • Lens - "Industar-69" 2,8 / 28, removable, threaded mount M39 × 1, however, the working distance is 27,5 mm, not 28,8 mm. The diameter of the thread for the light filter is M22,5 × 0,5 mm.
  • The reason for the appearance of a removable lens on a semi-format camera is unknown, interchangeable lenses were not produced, whether production was planned is unknown.
  • Lenses from rangefinder cameras "FED" and "Zorkiy" to "Seagulls" (and vice versa) are not suitable (the pusher ring of the rangefinder lever on the lens rests on the disk, behind which the parts of the central shutter are placed).
  • Photographic shutter - central lens, five-leaf, shutter speeds from 1/30 to 1/250 s and manual.
  • Synchrocontact "X", on the "Seagull-3" there was a clip for attaching a flash.
  • Focusing on the distance scale.
  • Optical telescopic viewfinder with a magnification of 0,5 ×, illuminated frame-limiting frames with parallax correction.
  • Rewinding the film with a head on the bottom panel, unlocking the transport toothed roller occurs with a separate button. The frame counter is self-resetting.
  • The Chaika-3 camera had a built-in non-conjugated exposure meter. The exposure is determined using a two-pointer indicator, and in the extreme positions of the arrows (a lot of light or little light), when you try to combine both arrows, the value of the set film sensitivity changes; The exposure meter “tells” which film of what sensitivity (higher or lower) it is desirable to use. The shutter speed head is aligned with the corresponding dial of the exposure meter calculator, the photographer only needs to set the aperture value on the lens.
  • The thread of the tripod socket is 1/4 inch, cameras were produced without a tripod socket.
  • In the top photo, "Chaika-3" with a hammer-free shutter has a bracket for attaching a lanyard, and "Chaika-3" with a cocked shutter has a tripod socket.

Chaika-3 sample photo

Автор – Степан Василицын

 

Add a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *