Объектив Гранит 11 80-200 4.5

Гранит-11 80-200 f/4.5. Обзор, примеры фотографий

Объективы Гранит-11 производились на Киевском заводе “Арсенал”, имели несколько вариантов. В статье представлен вариант без мультипросветления, с классической М42 резьбой. Относительно распространенный советский зум. На столько относительно, что по РФ на момент написания статьи всего 50 предложений на Авито. Можно встретить объективы с литерой “Н” в названии, а также под наименованием Арсат (Arsat). Литера «Н» для обладателей зеркалок означает “нех*й брать” (то есть, «Никон»). Гранит-11 80-200 для обзора предоставил Владимир Екимовский, за что ему отдельное спасибо.

Гранит-11 – для фотоаппаратов с резьбовым соединением М42. Данный объектив устанавливается на современные зеркальные и беззеркальные камеры через соответствующий переходник. Читать статью о переходниках.

Объектив Гранит 11 80-200 4.5

Схема объектива Гранит-11 80-200

Granit 11 80 200 4.5 shema bol

 

Технические характеристики Гранит-11 80-200

  • Фокусное расстояние: 80-200 мм
  • Угол поля зрения: 30-12°
  • Размер кадра: 24×36 мм
  • Количество линз/групп: 11/9
  • Рабочий отрезок — 44; 45,5; 46,5 мм в зависимости от хвостовика
  • Относительное отверстие: 1:4,5
  • Пределы шкалы диафрагм: 1:4,5–1:22
  • Количество лепестков диафрагмы: 6
  • Регулировка диафрагмы: с фиксированными значениями.
  • Предустановка диафрагмы: есть

Гранит-11 80-200/4.5 в работе

Объектив Гранит 11 80-200 4.5

Гранит-11\Арсат металлический, тяжелый. На вид кондовый, с выдвинутой блендой вызывает ощущение какой-то приблуды для самообороны. На столько брутален вид этой хреновины. Фокусное расстояние 80-200 мм, максимально открытая диафрагма f/4.5 по всему диапазону фокусных расстояний. Фокусное расстояние вызывает соблазн поснимать различного рода портреты. Объектив Гранит 11 80-200 4.5 пример фото на открытой диафрагме

Объектив Гранит 11 80-200 4.5 пример фото на открытой диафрагме

Корпус и качество сборки

Корпус и внешний вид – козырь обьектива. Очень интересный бодрый мужицкий вид, не смотря на то, что объективы уже давно вышли из определения “Молодежь” по возрастному каталогу Минздрава. К слову, ближе к пенсионному возрасту, эти вещи будут смотреться все также бодро и прикольно, в отличие от нас с Вами. Люфтов при работе обнаружено не было, механика отрабатывает четко. Объектив требовал смазки, так как старая, объективно, подвысохла. Из-за этого наблюдались легкие подзаедания и скрипы во время изменения фокусного расстояния. Имеется неглубокая выдвижная бленда.

Объектив Гранит 11 80-200 4.5

Фокусировка

МДФ полтора метра. Фокусировка производится первым после бленды ребристым кольцом, наводка на резкость предполагает точность из-за малой глубины резкости, поэтому кольцо фокусировки имеет вращение около 360 градусов (почти 2,5 обхвата). На корпкусе не обнаружил калькулятора ГРИП (шкалы глубины резкости в соотвтетсвии с установленной диафрагмой и дальностью фокусировки).

Объектив Гранит 11 80-200 4.5

Диафрагма

Диафрагма шестилепестковая, имеет предустановку и автомат закрывания с толкателем. В современных камерах автомат подобного рода отсутствует, можно использовать реальное значение диафрагмы в режиме “Ручной” привода. Интересен переключатель значений диафрагмы – он выполнен не в виде традиционного кольца, а в виде рычажка. Им удобно переключать значения указательным пальцем, не отрываясь от видоискателя при съемке.

Объектив Гранит 11 80-200 4.5

Порядок работы при фокусировке и диафрагмировании

Фокусироваться удобнее через LV или экран с увеличением. ГРИП тонкая, сложно попасть в цель. Вдобавок, из-за почтенной длины и веса, при работе кольцом фокусировки возникает сильная шевеленка, затрудняющая точность фокусировки. Требует привыкания или штатива. Работа диафрагмой производится в ручном режиме, на цифровых фотоаппаратах отсутствует механический привод диафрагмы.

Объектив Гранит 11 80-200 4.5

Глубина резкости, детализация

Глубина резкости малая, на всех диапазонах ФР и дистанции фокусировки. Очень сложно поймать эту тонкую грань между размытием до объекта, и размытием после. Детализация падает к краям кадра. Заметно даже на кропе. Резкость намного выше у конкретных фиксов тех времен, если сравнивать с ними Гранит – то можно сказать, что (данный экземпляр) сильно мылит.

Объектив Гранит 11 80-200 4.5

Кольцо предустановки

Кольцо предустановки диафрагмы Гранит-11 80-200 на цифровой камере будет выполнять роль переключателя рабочего значения диафрагмы. Использование механики не предусмотрено современными интерфейсами электронной передачи значений и управления. По факту, замер экспозиции и наводка на резкость может производиться на рабочей диафрагме, а не открытой полностью.

Объектив Гранит 11 80-200 4.5
Объектив Гранит 11 80-200 4.5 общий вид

Аберрации, боке

Боке у Гранит-11 80-200 относительно ровное, переход в зону размытия плавный, а между зоной размытия и зоной резкости существует тонкая резкая линия, которую невозможно поймать через видоискатель камеры. Используя LV можно добиться попадания в цель, но нашей модели может наскучить столь долгое наведение. На контрастных переходах при открытой диафрагме можно заметить фиолетовые ореолы.

Obektiv Granit 11 80 200 4.5 primer foto 63

Виньетирование

Присуствует на полном кадре, устраняется, если закрыть диафрагму на 1 стоп.

Obektiv Granit 11 80 200 4.5 primer foto 52

Контрастность, цвет

Конраст и цвет как у советской оптики. Объектив не любит засветок, в контровом будут наблюдаться проблемы. Однако, если не использовать контровое освещение, и снимать в немного пасмурную погоду, можно получить хорошие кадры.

Obektiv Granit 11 80 200 4.5 primer foto 46

Использование на цифровых фотоаппаратах

Использование на цифровых фотоаппаратах Гранит-11 80-200 не ограничено нигде, кроме зеркалок Никон (хаха, да). Но под Никон можно безболезненно переделать хвостовик, или поискать версию с литерой “Н” в названии. Подробнее об установке объективов М42 на различные системы в этой статье.

Obektiv Granit 11 80 200 4.5 primer foto 67

На полнокадровом фотоаппарате

Гранит-11 80-200 будет иметь угол обзора соответствующий 80-200мм. Применение – портреты, охота на непугливую дичь.

На кропе 1.6

Имеет углы обзора как у 128-320мм, со свойствами 80-200 (перспективные искажения). Уже не совсем удобно на дальнем конце работать с моделью, так как помещение модели в полный рост потребует изрядного от нее удаления.

Достоинства

  • Переменные фокусные расстояния
  • Постоянное относительное отверстие f/4.5 на всем диапазоне ФР
  • Кондовый внешний вид
  • Гранит-11 80-200 можно отбиваться в темных переулках от гопоты

Недостатки

  • Тяжелый
  • Неудобно фокусироваться
  • Сложно поймать резкость

Альтернативы

Советских альтернатив Гранит-11 80-200 не припомню, а вот забугорных очень много. Vivitar, Tokina, Tomioka, Hanimex, и так далее.

Примеры фотографий и видео на объектив Гранит-11 80-200 f/4.5

Снято на Canon 7d.

Резюме

Интересно было бы попробовать пару-тройку версий Гранит-11, так как по объективу, который был у меня на руках сложно что-то судить о всем модельном ряде. Мне показалась недостаточной резкость на открытой диафрагме и слишком сложным управление резкостью. При наведении на резкость и после смены фокусного расстояния, сбивается точка фокуса, приходится производить фокусировку заново. Требует развитой моторики для оперативной фотосъемки.

8 мыслей о “Гранит-11 80-200 f/4.5. Обзор, примеры фотографий”

  1. У меня Гранит11Н снимаю на Nikon . Доволен им. Ни чуть не хуже забугорных. В фотографии более полувека. Все зависит от того в каких руках камера.

    Александр Б. Член Союза журналистов СССР.

    1. Странно что фото на сайте такие. У меня на тот же гранит резкость уже с f5,6. Скорее всего как и с гелиосами – зависит от конкретного экземпляра. Как ни странно гранит не сильно проигрывает при фото портретов тому же Canon 50 f1.8 II. Остальное пока сравнивать не с чем, но на ФР 180мм картинка не теряет резкость совсем.

    2. Вот истина в первой инстанции! Я самой дешёвой Сигмой 18-50, снимаю ничуть не хуже родных раскрученных Никоновских объективов! Стаж в фотографии 47 лет.

  2. Не пойму только одного, почему большинство примеров фотографий одни и те-же в обзорах на разные объективы. На юпитер, потом на какую то японскую 135 ку и теперь на гранит 11.

    1. Бывает, что приходится снимать с трех объективов на одну камеру в одних и тех же местах, так как объективы предоставляют всего на пару-тройку дней. Проекту уделяется свободное от будничной суеты время, и между “отсутствие контента” и “какой-нибудь контент” я выбираю последнее.

    2. Очень неплохой объектив как для своего времени, так и сейчас. Была у меня Minolta, МС Гранит нравится больше.

  3. Ни одного резкого кадра. Объектив полный отстой, если оператор не рукожоп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *