Содержание страницы
Юпитер-9 2/85 – это один из крутых советских портретников. Выпускались в разное время на трех заводах – ЛЗОС, КМЗ, Арсенал (Киев).
Юпитер — семейство фотографических объективов анастигматов типа «Зоннар», выпускавшихся в СССР с 1948 года. Большинство «Юпитеров» созданы для малоформатных фотоаппаратов, но это же название носят и некоторые киносъёмочные объективы, а также оптика для специальных видов аппаратуры.
Наименование | Юпитер-9 |
Тип | телеобъектив |
Фокусное расстояние, mm | 85 (127,5) |
МДФ, см | 80 |
Максимальная диафрагма, f/ | 2 |
Установка на FF/Crop | да/да |
Фокусировка | ручная |
Система | Любая зеркальная и беззеркальная камера через переходник с М42 или М39 в зависимости от модификации |
Цена | На маркете |
Краткая история
Юпитеров с литерой “9” в названии было выпущено почти с десяток видов. Три – на фотоаппараты “Киев”, два – для зеркальных камер “Зенит” первых выпусков (резьбовое соединение М39) и четыре версии для “Зенитов” поздних модификаций с резьбой М42. Лыткаринский завод выпускал объективы последних серий с новым и старым брутальным дизайном. Объектив для обзора предоставил Владимир Екимовский, за что ему огромная благодарность.
Первые модели Юпитер-9 напоминали немецкий Sonnar 8,5cm f/2, выполненный более грубо и с большими допусками по толщине металла и с советским стеклом. Судя по обзорам и матерку в адрес Юпитер-9, со временем менялась только механика и косметика, а вот оптика оставалась прежней на всем протяжении выпуска.
Схема объектива
Схема объектива как у Zeiss Sonnar 85/2 и рассчитана Людвигом Бертеле в 1932 году. Пересчитана с 1945 по 1947 годы в СССР.
Юпитеры не являются буквальными копиями, поскольку для оригинальных «Зоннаров» необходимо оптическое стекло определённых сортов, не производившихся в Советском Союзе. Поэтому, с июля 1947 по апрель 1949 года под руководством оптика Михаила Мальцева 4 объектива «Зоннар» были заново рассчитаны в ГОИ под доступный в СССР сортамент стёкол. Тем не менее, некоторые из них до 1954 года выпускались на КМЗ из вывезенных запасов немецкого стекла под названием «Юпитер». В первую очередь были скопированы сменные объективы, разработанные Людвигом Бертеле ещё в 1932 году для фотоаппаратов Contax, это Zeiss Sonnar 50/1,5; Zeiss Sonnar 50/2,0 и Zeiss Sonnar 85/2,0. Они предназначались для советской копии этих же камер, производство которой запускалось на киевском заводе «Арсенал» под названием «Киев».
Юпитер-9 в работе
Сборка
Качество сборки нельзя определить просто потому, что с момента производства данного экземпляра прошло 43 года. Объектив сохранился очень хорошо. Вероятно потому, что этот объектив шел отдельно от камеры и был упакован в бакелитовый закручивающийся кофр.
Оправа объектива из алюминия, держится плотно, ничего нигде не люфтит. Дизайн мне показался схожим с одной из версий Мир-1В, в которой органы управления расположены идентично, и кольца предустановки, диафрагмы разительно отличаются от кольца фокусировки.
Сразу ощущается, что проектировкой оправы занимался понимающий человек. Объектив не объемный, по высоте чуть отличается от “Гелиосов” в большую сторону, а передняя линза сильно изогнута и выступает почти вровень с ее оправой, так что есть определенный риск ее повредить, если не использовать бленду в качестве защиты или при переноске быть невнимательным.
Кольцо фокусировки сильно крупнее остальных колец, передняя линза не вращается при работе кольцом. Охват широкий, сразу становится понятно, что объектив имеет тонкую ГРИП и подразумевает портретное прошлое (и настоящее :)) даже не смотря калькулятор на корпусе. А если посмотреть, таки, на калькулятор ГРИП, становится грустно. Грустно от того, что невозможно будет в видоискатель точно попасть в резкость.
Даже с переходником и подтверждением фокуса на диафрагме 5.6 ты способен отлично так промазать по подтверждению. Использование LV не так удобно, как хотелось бы, но все таки, приходится. Объектив не предназначен для съемки динамики, от слова совсем. Его стихия – спокойное размеренное фотографирование девочек, девушек, женщин.
Почему?
Глубина резкости, детализация
Потому что его резкость и детализация как никогда кстати подходит для женских портретов. Он отлично сглаживает недостатки кожи, и прекрасно размывает фон. Объектив сложно выставить на гиперфокальное расстояние, а глубина резкости не позволит сколько-нибудь, даже минимально, “пострелять от бедра”.
Цвет, аберрации
Цветопередача хорошая, с присущей стеклам пленочной эпохи тонировкой по умолчанию. Это можно оставить как есть, но я, конечно, предпочел выкрутить цвета по-своему. Оригинальная пленочная картинка остается и с цифрой, если ее не править. Нужна тонировка под пленку? Накрути старый объектив).
Однако, тонировка у Юпитера слабая. Снег из камерного жпега остается снегом, и цветовых приколов которые можно, например, получить с гелиосов в схожих условиях, я не наблюдал. Для корректного выставления баланса белого, достаточно использования автоматики программы при проявке. Резкость объектива хороша только с диафрагмы 4. К сожалению, на меньших диафрагмах, в том числе на открытой, лично мне не понравился переход в зону размытия. Он, мягко говоря, выглядит странно. Очень жаль, что такое хорошее стекло на открытой имеет серьезный недостаток.
Можно, конечно, обыграть пару кадров, съехать на “художественный налет” и так далее, но бесконечно это продолжаться не может, и в конце-концов, начинает бесить.
Чем ближе сумерки, тем больше бесит. Начиная с диафрагмы 4 и при хорошем освещении можно начинать снимать портреты. Кстати, благодаря многолепестковой диафрагме, зажимать ее можно бесконечно не боясь получить гайки в боке и прорисовки домов за моделью. Портретник же. Чистый цвет при постобработке получить не составляет труда. В этом плане объектив замечателен.
Качество картинки
Качество картинки зависит от условий освещения. Это я поизучал мнения сторонних пользователей. В принципе, можно догадаться – скорее всего, в контровом свете будет сильно проседать контраст, детализация и все остальное. Объектив не имеет многослойного просветления, да и многослойное, как правило, на старой оптике – не сильно спасает.
Вообще, яркие объекты выжигают картинку так, что ее не вытянуть потом при постобработке. Да ладно уже, это 78 год!)
ХА
Присутствуют до f/4. Выражаются в некрасивом переходе в зону нерезкости и любимой синей кайме на контрастных переходах. При этом, отмечу, что не на всех контрастных переходах, и не совсем критично – видимо, схема объектива позволяет себе не сильно расслабиться при работе со встречным светом. Охарактеризуем этот факт достойным поведением оптики\оптической схемы, так как неудобств в работе сей факт не доставляет.
Виньетирование
Объектив тестировался на кропнутой камере, поэтому виньетирования не наблюдалось ни на каких значениях диафрагмы, кроме максимальных.
Фокусировка
Фокусировка, понятно, ручная. Никаких автофокусных аналогов объектив не имеет. Если вдруг уже имеет, поправьте пожалуйста. Тактильные ощущения при съемке на морозе в перчатках только положительные. Кольцо диафрагмы не задевается при попытке нащупать кольцо фокусировки. Его вообще не трудно нащупать. Минимальная дистанция фокусировки 0,8 метра. На деле мне она показалась меньше. Так как кольцо имеет большой и точный ход, бесконечность наступает с 25 метров.
Диафрагма
Многолепестковая, темно-серого цвета. Зажимая до предела не получаем никаких гаек в боке. Вообще. Кольцо диафрагмы с предустановкой, диафрагмирование производится непосредственно перед съемкой. Ну, это так задумано. Переднее кольцо является кольцом предустановки. Вращается легко, фиксатор практически не слышно. Кольцом предустановки можно не пользоваться, если наводиться по прямому изображению. Эта функция скорее не имеет уже никакого смысла в современности. При диафрагмировании ты прекрасно видишь размытие фона за моделью как в видоискатель, так и при съемке через LiveView. Кольцо диафрагмы тонкое, ребристое.
Стоимость на рынке
Юпитер-9 встречается в больших количествах везде. Их меньше, чем Гелиосов, но при этом, разнообразие очень велико. Лучшими считаются объективы в неокрашенных корпусах до 1965 года и экспортные с мультипросветлением, выпуска после 1988. Ценники варьируются в больших пределах. Скажу только, что если вы видите наркомана, продающего Юпитер-9 черного цвета за 150-200$, то это наркоман. Стекло хорошее, но на 200$ по курсу 80 рублей за доллар, совсем не тянет. Даже оригинальный Sonnar не тянет, – лично мое мнение. Если мы снимать хотим, конечно, а не хранить объектив в холодильнике в ближайшие 50-70 лет.
Альтернативы
- Zeiss Sonnar 2/85 – дедушка отечественного объектива. Лучше резкость и работа на открытой диафрагме.
- Иные версии Юпитер-9.
- 85мм на родную систему Вашего фотоаппарата. Для Sony это, например, Sony FE 1.8/85, Canon – Canon 85 1.8. Но. У сони объективно качественнее картинка.
Использование на современных фотоаппаратах
Внимание! Объектив Юпитер-9 на кропе 1.6 будет иметь ЭФР (эквивалентное фокусное расстояние) и угол обзора равный 1.6х85 = 136 мм объектива для полного кадра, но при этом, останется 85мм!
Для работы на цифровых фотоаппаратах вам понадобится переходник с М42х1. Проще всего установить Юпитер-9 через переходник на Canon EOS с байонетом EF и EF-s. Переходники без чипов, с Юпитер-9 на Canon EF стоят необычайно мало.
Достоинства
- Хорошее качество изображения, резкость и цвет
- 85мм – популярное фокусное расстояние для портретов
- Объектив не боится мороза и непогоды. Он сделан из металла и стекла. А еще им можно отбиться от толпы гопников в темном переулке и продолжить снимать, как ни в чем не бывало.
- Налезет на любой цифровой фотоаппарат, кроме зеркалки Никона. Тьфу.
- При отсутствии особых умений в обработке, можно получить теплое ламповое фото.
Недостатки
- Открытая диафрагма по сути не совсем рабочая. Возможно, есть решение этой проблемы, но я не нашел.
- Слабое просветление. Засвеченные источниками света области не вытащить при постобработке.
Примеры фотографий Юпитер-9 2/85
Снято на Canon 7D и проявлено в Capture One. Больше фото:
Пример видео
Характеристики Юпитер-9
Фокусное расстояние: 85 мм (84,46 мм) Относительное отверстие: 1:2 Угол поля зрения: 28° Размер кадра: 24×36 мм Переднее вершинное фокусное расстояние: −73,42 мм Заднее вершинное фокусное расстояние: 40,71 мм Расстояние от первой до последней поверхности: 54,35 мм Количество линз/групп: 7/3 Рабочие отрезки: 28,8 мм; 34,85 мм; 44 мм; 45,2 мм; 45,5 мм Количество лепестков диафрагмы:15 Пределы шкалы диафрагм: 1:2–1:22 Ближний предел фокусировки: дальномерный вариант — 1,15 м вариант для зеркальных камер — 0,8 м Юпитер-9-автомат — 1,2 м Соединения: объектива с камерой — M24×1 (Нарцисс), M39×1, M42×1, байонет Киев/Contax, байонет Киев-автомат для ввинчивающихся насадок — СпM49×0,5, M49×0,75 для надевающихся насадок — ∅51 мм Расположение крепления для светофильтров: переднее Разрешающая способность по ТУ (центр/край): первоначальная — 30/18 линий/мм Юпитер-9-автомат — 32/23 линий/мм Коэффициент светопропускания: 0,75 Формула цветности: нет данных Тип просветления: химическое, однослойное; многослойное Габаритные размеры: длина объектива, установленного на бесконечность, с крышками: дальномерный резьбовой вариант — 80 мм вариант для зеркальных камер — 65 мм Юпитер-9-автомат — 62 мм наибольший диаметр оправы: дальномерный вариант — 60 мм вариант для зеркальных камер — 68 мм Юпитер-9-автомат — 56 мм Вес: дальномерный вариант — 335 г вариант для зеркальных камер — 400 г Юпитер-9-автомат — 400 г Год разработки: нет данных Расчёт: оригинал — Людвиг Бертеле (Ludwig Bertele) перерасчёт — М.Д. Мальцев (КМЗ) Конструкция: нет данных Производство: серийное Годы производства (КМЗ): ЗК-85 — с 1948 года Юпитер-9 (дальномерные варианты) — 1951–1963 гг. Юпитер-9 (варианты для зеркальных камер) — нет данных
Резюме
Объектив является действительно хорошим портретником, отлично моет фон и удобно управляется. Приобретая его для творчества, вы точно не пожалеете.
Полностью согласен с Автором. Это тихий обьектив для спокойных моделей. Ни как не подходит для репортажа. Но мною очень любим, как портретник. Замечательное боке, светосильный, не очень громоздкий и не очень вы тяжелый. Но! Легко теряется крышка обьектива и страшно поцарапать переднюю линзу. Посему ношу всегда с наглухо привернутым УФ светофильтром (М49 мм.). Чего и вам желаю.
Не подкажете, а 65года выпуска относится к “лучшим”? Мне по наследству достался неокрашенный 65г, завода ЛЗОС, байонет м39.
на тех, что “чуть лучше”
1 немецкое стекло и ранние года выпуска (без погодовой нумерации)
2 ранние доГостовские с глубоким фиолетовым цветом линз.
вот линза у него фиолетово-розово-оранжевая и есть еще один с такой же по цвету линзой дальномерный 56г завода КМЗ с просветлением.
ну вот это ранние версии. там картинка поинтереснее на открытой. в целом, критичной разницы нет.