Чем больше я исследую тему фотографии, тем больше я удивляюсь тому, какой же все-таки полет инженерной мысли был в то время. И тем чаще возникают мысли, что если бы не тотальный дефицит микроэлектроники, и при стечении определенных обстоятельств, СССР мог бы завоевать рынок камер во всем мире. Чего только стоят такие автоматы как «Эликон», Киев, среднеформатные копии немецких камер. Но увы, случилось то, что случилось. И теперь изделия, не пошедшие в серию, но имевшие огромный потенциал могут радовать только в качестве музейных экспонатов. Чем больше попадается такой техники, тем грустнее от того. Сейчас бы имели массовое производство цифровых Зенитов, и качественные объективы.

Однако, знакомьтесь: среднеформатный фотоаппарат «Автоликон-645». Информация по аппарату в интернете весьма скудна и однообразна. Пара статей, может, и куча их перепечаток. Невозможно пройти мимо этого аппарата, как проходишь мимо какой-нибудь модели редкого Зенита или Зоркого\Фэда. К этим камерам у меня не возникает каких-либо восторженных ощущений. Ну Зенит, и Зенит. Ну ФЭД, и ФЭД. Зоркие и ФЭДы вообще, кроме определенных моделей не вызывают особого восторга. Ну, если ФЭД, то самый первый (из-за похожести его на лейку), если Зоркий — то, или первая модель, или третья. Они красивы.

Автоликон-645 изящен не своей внешней формой, а своим содержанием. Это камера с автоматикой. С полной автоматикой, что очень редко встречается в фототехнике крупных форматов (кинопленочные и среднеформатные камеры) СССР. Камера с моторами, своей аккумуляторной батареей на борту, электронно-управляемым затвором и диафрагмой с автоматической протяжкой пленки и автоматическими режимами работы экспозамера.

Подсказки для правильной экспозиции, большой размах выдержек центрального затвора, впервые применена система TTL-OTF (замер отраженного света от пленки). И это 80-е годы. То самое время, когда японцы массово внедряли электронику в свои малоформатные камеры. Всего через 7 лет Canon выкатят EOS с байонетом EF, которая целых 25 лет будет душить конкурентов по рынку.

Фотоаппарат не пошел в серию. Возможно потому, что был дорог в производстве. А возможно, по каким-то иным причинам. И это весьма прискорбно.

Технические характеристики Автоликон-645

  • Однообъективный зеркальный, среднеформатный пленочный фотоаппарат (под пленку типа 120), с автоматической установкой экспозиции
  • Формат кадра 42×56 мм (4,5×6 см. по ГОСТ 18503-73).
  • На одной пленке формата 120, заряженной в специальную съемную кассету, помещалось 16 кадров размером 6х4,5 см
  • Межлинзовый центральный затвор оригинальной разработки, управляемый двумя линейными электродвигателями (один открывает затвор, другой — закрывает)
  • Выдержки от 16 до 1/500 с в автоматическом режиме, и от 16 до 1/500 с + «В» — в ручном
  • Программы экспозиции: полный автомат, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной
  • Взвод затвора и транспортировка пленки осуществляется автоматически
  • Съёмка одиночными кадрами/сериями.
  • Многократное экспонирование кадра
  • Предварительный подъем зеркала
  • Введение экспокоррекции +/- 2 ступени с шагом в 1/3
  • Сменные фокусировочные экраны
  • Индикация в видоискателе дает информацию об исправности аккумулятора (9,6 V), режиме работы и отрабатываемых параметрах
  • Основной объектив «Волна-5» 2,8/70, лепестки диафрагмы которого управляются линейным двигателем
  • Затвор обеспечивал синхронизацию с лампой-вспышкой типа «X».
  • Экспонометрическое устройство (ЭУ) измеряет яркости объекта съемки в диапазоне от 0,3 до 3600 кДж/м2.

Прошло всего два года от получения технического задания, как для испытаний был представлен первый экземпляр фотоаппарата. Научно-производственное объединение «Оптика» в лице ее Генерального директора представила для испытаний в Государственный Оптический Институт несколько экземпляров принципиально новой для страны фотокамеры «Автоликон». Есть ксерокопия акта испытания, на котором написано, что аппарат «Автоликон 645» является зеркальным аппаратом высокого класса, в котором впервые в отечественной практике применена система измерения света, отраженного от пленки (TTL/DM) и особый режим программной экспозиции с приоритетом выдержки или диафрагмы. По результатам испытаний камера «Автоликон 645» может быть рекомендована к производству. Этот акт подписан 30 ноября 1982.

Впервые в отечественном фотоаппаратостроении обработка экспозиции у среднеформатной камеры могла осуществляется, как в автоматическом, так и в ручном режимах. При автоматическом режиме экспонометр работает в следящем режиме по свету, отраженному от фотопленки. Переключаемая автоматика может работать в следующих режимах:

— автоматическая отработка выдержки (приоритет диафрагмы);

— автоматическая отработка диафрагмы (приоритет выдержки);

— автоматическая отработка и выдержки и диафрагмы по программе, заданной по желаемым операторам (программный режим).

В поле зрения видоискателя этого фотоаппарата имеется цифровая индикация, которая указывает отрабатываемые в автоматическом режиме выдержку и диафрагму, а в ручном режиме работы — установленные дискретные значения выдержки и диафрагмы, а так же — такое значение выдержки, которое должно быть установлено для правильного экспонирования. Взвод затвора и транспортировка фотопленки для съемки следующего кадра осуществляется автоматически. Причем, фотосъемка может осуществляться как одиночными кадрами, так и серийно. Возможно так же многократное экспонирование одного кадра.

Камера изначально была задумана, как профессиональная и, следовательно, она спроектирована, как модульная. Помимо сменных объективов, которых планировалось произвести «полную линейку», камера имела сменные видоискатели и фокусировочные экраны.

Электронная схема фотокамеры состоит из трех функционально разделенных блоков:

1) блок отработки экспозиционных параметров;

2) блок управления циклом работы фотокамеры;

3) блок формирования рабочих напряжений.

Съемная призма, которая должна была входить в комплектовку. Особенностью данной модели является то, что блок отработки экспозиционных параметров имеет особый режим — программной отработки экспозиции. Этот режим заслуживает внимания потому, что не имел аналога за рубежом (по состоянию на 1978 г.). Блок «В» управляет сложной механикой и позволяет осуществлять следующие циклы:

  • обычная съемка с автоматической перемоткой пленки на следующий кадр;
  • съемка серии кадров в течение времени нажатия спусковой кнопки;
  • многократное экспонирование кадра посредством единичных нажатий спусковой кнопки;
  • многократное экспонирование кадра в течение времени нажатия спусковой кнопки;
  • те же операции, но с предварительно поднятым зеркалом, с целью уменьшения вибрации и увеличения частоты съемки сериями.

В затворе применен линейный двигатель, основанный на использовании магнитных сил постоянного магнита и перемещении катушки при подаче определенного напряжения (принцип работы соленоида). Управление лепестками затвора осуществляется двумя линейными двигателями: один двигатель перемещает открывающий слой лепестков, а второй — закрывающий. Третий линейный двигатель управляет только лепестками диафрагмы. Новизна решения данного процесса управления работой затвора и диафрагмирования подтверждена авторским свидетельством №1080107 от 03.08.79 г. на изобретение.

Прекрасно и своевременно задуманная камера была невероятно быстро спроектирована, испытана и рекомендована в производство. Дело оставалось за малым — определить завод, на котором можно было бы успешно выпускать эти камеры. Был даже сверстан план по их выпуску по годам: 1983 г. — 5 шт.; 1984 г. — 100 шт.; 1985 г. — 500 шт. Но этим планам не суждено было сбыться. Всего изготовлено 5 экземпляров «Автоликон 645». Из них один опытный экземпляр и четыре промышленных образца, прошедших испытания в Ленинградском ГОИ. Один промышленный образец оставлен в ГОИ на вечное хранение. Опытный образец, макетный и первая заводская камера №=0002 переданы автором проекта — инженером Зылем Адамом Андреевичем — в распоряжение фотомузея «Мир фото» в г. Минске. Судьба остальных камер неизвестна.

Сохранившиеся до наших дней экземпляры этой камеры останутся памятником инженерной мысли и нереализованных возможностей.

 

Один комментарий к “Автоликон-645. Средний формат, не имевший аналогов за пределами СССР”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.