Я считаю, что любому специалисту нужно развиваться в своем направлении. То есть, видеографу не нужно пытаться стать гуру фотографии и наоборот. Однако, имея возможность снимать видео на зеркалку, трудно удержаться от искушения попробовать силы в новой творческой сфере…

Я занимаюсь видеосъемкой для души. Мои фильмы не преследуют как цель коммерческую выгоду. Я готовлю сюжеты по истории, по мотивам моих саянских походов и на другие темы. И постепенно мне становится все важнее понять — что же делает фильм интересным и содержательным? И вот мои мымсли по этому поводу
Первое.
Вам должна быть очень близка тема съемки. Она должна задевать какие-то струны в душе, будить чувства — она должна быть вам «родственной». Когда вы ощущаете, что тема — «ваша» — то лишь тогда начинает складываться стройный сценарий, органичный видеоряд, подбирается нужная музыка, пишется хороший текст.
Второе.
Необходимо более-менее четко осознавать (или просто чувстовать) ту идею, которую вы хотите донести до аудитории. Я не случайно написал «осознавать или чувствовать». Порой ты не может сам себе внятно объяснить, что хочешь выразить своим фильмом — но зато ты безусловно чувствуешь его суть. Вот, например, у меня давно живет в душе желание снять фильм, в котором основным образом будет старый трамвай. Я вижу «картинки» из будущего фильма, начинает потихоньку выстраиваться видеоряд… но я до сих пор не понял и не почувствовал, что я хочу выразить в фильме. Идея еще вызревает в моей душе, она еще лишь только формируется…
Третье.
Безусловно необходимо изучение теории и практики. Начиная с чтения еще советских книг и заканчивая детальным разбором наиболее понравившихся работ современных видеографов. К счастью, я не отношусь к числу тех «творцов», которые наивно и гордо считают, что у них изначально есть ощущение «правильности» съемки и монтажа. Обязательно нужно изучать тему план, ракурса, хронометража, смены сцены и так далее. Надо вообще понимать, что такое кадр, эпизод, сцена. Необходимо учиться у мастеров. Лишь тогда ваши способности к видеосъемке воплотяться в реальный результат.

***
Ниже я приведу три самых популярных фильма на своем канале YouTube. Первые два подготовлены в соавторстве с Еленой Левченко, а последний создан только мной. Сразу под фильмом будет небольшой комментарий, посвященный истории создания ролика и особенностям его последующего восприятия аудиторией.

Как-то выглянул в окно и подумал: «Брейгеля бы сюда…» Подошедшая жена спросила: «У тебя тоже такое ощущение возникло?» И так захотелось запечатлеть это состояние, что сбегал я за камерой и получился этот фрагмент…
В этом фильме органично слилось всё: фильм Тарковского, познакомивший с музыкой Баха и картиной Брейгеля; вид за окном; разделенность чувств с женой… Благодаря популярности этого ролика на YouTube я понял — создать что-то хорошее можно лишь тогда, когда ты пытаешься не «поразить», а выразить
Ролик снят на обычный ультразум, из спецэффектов были применен только эффект старой пленки.
И что самое главное — после публикации ролик стал жить своей жизнью. Зрители делились не только впечатлениями от просмотра — они выкладывали стихи, так или иначе связанные с тематикой фильма. Вот некоторые их них

Джон Берриман
«Зимний пейзаж»

Те трое, что спускаются с холма
Зимою, в темных куртках, и у ног
Псы гончие, пройдут деревьев ряд,
Мимо пяти, что там солому жгут,
Продрогнув, молча в город свой бредут

Домой, к сугробам снега, где каток
С веселыми детьми, где старики,
С кем им уж не сдружиться никогда,
Где синь, на лестнице – друзья, и мчат
Без них у церкви сани в улиц тень,

Им не понять, что времени пески
Бегут, и дух истории пустыню
От ног их растянул, и вечно им
Свою охоту проклинать на гребне
Холма — ведь их провал неисправим.

Охотники, все трое в темных куртках,
И птицы-очевидцы в этих позах
Застынут в расстановке средь дубов,
Домов кирпичных, мостика, огня,
В том месте, времени, случайным утром

Нужда погнала в лес троих, у ног
Псы гончие, с шестами на плечах,
Но вот идут назад, без дичи, снег
По щиколотку, с зимнего холма скользят,
Три птицы на посту, одна – летит.

Таким образом, пространство фильма стало расширяться. Публикация ролика открыла для меня других авторов, так или иначе связанных с Тарковским, Бахом, Брейгелем… Порой эта связь очень тонка — как, например, в стихотворении Наташи Родиной, опубликованном одним из комментаторов ролика. Мне кажется, что это стихотворение по своему так же соотносится с картиной Брейгеля.

Он жил в краю непуганых снегов.
По вечерам, поправив  пледа складки,
Глядел в окошко, как его лошадка
Не оставляет за собой следов,
Как  сыплет снег, безмолвно, без конца..
Скрывает контур гор, кресты погоста…
Смотреть легко, неимоверно просто, —
Ни памяти, ни боли, ни лица…
Он жил в краю непуганых снегов,
Где вторит тишине глухое эхо.
Был сам порой похож на отблеск снега,
Став безымянной темой для стихов.
И где-то в глубине холодных жил
Случайный луч, пробив коллапс неволи,
Произведёт короткий выброс боли,
Рванёт:      Я ЕСТЬ!!!    Я жив ещё!     …я жил…

Это самый первый фильм, снятый мной на цифровой фотоаппарат. Здесь вновь совместилось все: боль за уничтоженные храмы, знание истории города, четкое понимание того, что я хочу донести до зрителя. В общем, сошлись воедино все те факторы, о которых я говорил раньше. В итоге, как показало количество просмотров, фильм нашел свою аудиторию


А этот фильм был создан одним из последних. К нему можно предъявлять претензии с точки зрения формы — несоотвествие пропорций кадра, слишком часто повторяющийся один и тот же эффект видеоперехода. Но удалось достичь главного — показать Саяны и человека в них…
Это был мой седьмой одиночный поход в Саяны и неслучайно фильм родился очень легко. У меня внутри уже накопились все образы и ощущения, которые я хотел бы выразить. Поэтому больше всего времени занял поиск подходящей музыки, а сам ролик был смонтирован буквально за пару часов.


Фильм, снятый на камеру Sony A7 Mark II с использованием объективов Sony 16-50 OSS, Canon FD 28mm f/2.8, Canon FD 55mm f/1.2 S.S.C. и Калейнар-3Б


Данный ролик в основном посвящен возможностям советского объектива «Юпитер-8». Поскольку он стоял на дальномерной камере, пользоваться им можно только на беззеркалках. Фильм снят на Sony NEX C-3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.