Masshtaby uvidennogo prosto porazhali

Саянский фотоотчет

В 2011 году я совершил восхождение на один из саянских хребтов. И оттуда увидел ту самую картину, что на фото ниже. И мне так захотелось пройти по зеленым склонам этих отрогов, что спустя четыре года я осуществил свою мечту…

Sayanskij fotootchet

Любой саянский турист знает, как тяжело передвижение по тайге. Именно поэтому меня так манили ровные зеленые склоны далеких отрогов… И вот в июле 2015 года, преодолев более 200 км. на лодке охотника, я высадился на берегу таежной речки…
Никаких троп в тех местах нет. Сразу от берега начинается глухая тайга. Вот по ней я и пошел, выискивая наилучшее место для подъема на отрог. Таким местом оказалось русло высохшего ручья, по которому я поднимался несколько часов. И вот уже под вечер я увидел, что склон выполаживается, а трава становится все ниже и ниже. Настало время разбить лагерь…

Takim bylo moe pervoe utro v pohode
Таким было мое первое утро в походе

На следующий день меня атаковали целые полчища мошки, от которых не спасал даже злой “Рефтамид”. Не уберег он, к сожалению, и от клещей… Один из них впился-таки, что я обнаружил лишь утром. Но делать было нечего — это Саяны. Зато какие красоты распахнулись передо мной, когда ветер поднял утренний туман!

Pervoe ozero na marshrute
Первое озеро на маршруте

А самое главное — по склонам было легко идти! Нет утомительного бурелома, непроходимых зарослей ольхашника и карлуши… Но зато есть безжалостное солнце. Да — это был первый сезон, в течение которого я обгорел. Обычно Саяны не балуют погодой — помнится, однажды из 16 дней похода две недели лил дождь… Но в этом году все было иначе — некуда было спрятаться от солнца…

Vtoroe ozero v luchah poludennogo solnca
Второе озеро в лучах полуденного солнца

От избытка ультрафиолета в воздухе повисла сизая дымка. UV-фильтр отчасти справлялся с ней, но… Все-же, не всегда была возможность снять то, что хочешь. Все накладывалось друг на друга — и ультрафиолет, и жесткий дневной свет, от которого не спасала бленда… Но когда удавалось поймать момент, кадры просто радовали…

Est v etih vidah chto to gimalajskoe
Есть в этих видах что-то “гималайское”

Ya sdelal neskolko dublej s takogo rakursa
Я сделал несколько дублей с такого ракурса

Особенное время для съемки начиналось вечером. Здесь я караулил время заката, стараясь успеть разбить лагерь до того, как наступит “золотой час” (он же — “режимное время”). Ниже — пара снимков, сделанных в этот период суток.

Bronzovyj zakat
Бронзовый закат

Nebesnyj pozhar
Небесный пожар

Vot imenno za etimi sinimi gorami v 250 kilometrah moj gorod...
Вот именно за этими синими горами, в 250 километрах — мой город…

Vechernee zerkalo
Вечернее зеркало

Чем дальше я шел по отрогу, тем больше менялся пейзаж.  И в итоге, я окзался на огромном плато, уходившем к самому горизонту. Посередине мощно возвышался гордый саянский голец, который охотники прозвали “белком” — из-за того, что на его вершине никогда не тает снег.

Masshtaby uvidennogo prosto porazhali
Масштабы увиденного просто поражали

Одной из моих целей было озеро, спрятавшееся в расщелине этого белка. Но чтобы дойти до него, потребовалось вновь спустится в тайгу и преодолеть длинный изматывающий подъем по бурелому. Лишь в конце вечера, проклиная все на свете, я вышел к озеру…

Birjuzovyj cvet vod ukazyvaet na lednikovoe proishozhdenie ozera
Бирюзовый цвет вод указывает на ледниковое происхождение озера

A vot i sam lednik kotoryj ego pitaet
А вот и сам ледник, который его питает

От озера, траверсируя склон белка, я ушел к реке, от которой начал маршрут. Там, в избушке охотника ждала надувная лодка, на которой я и совершил сплав обратно. Я уходил из Саян с ощущением причастности к этому огромному, суровому и такому прекрасному миру. Я ощущал себя его маленькой частью — словно тонкий кедровый росток на обрывистом каменном склоне…