tamron ef 70 200mm f2.8 af liveviewer.ru 12

Никакого JPEG! Только RAW!!!

Да, да, ДАА вы это и так знаете! НО в следствии рекламы и запудривания мозгов фотографов, некоторыми производителями фотоаппаратов, рекомендую дочитать до конца, чтобы не быть обманутым!

В начале давайте быстренько разберемся, что же такое RAW?

RAWэто вся информация света и цвета, которая попала на сенсор ( матрицу) камеры и затем была помещена в архив, и данных в этот архив попадает очень много, гораздо больше чем то, что фотоаппарат может сразу переварить и выдать вам в JPEG.

Т.Е. RAW — это не фотография, это огромный набор данных, разложенных по полочкам! Соответственно, чтобы посмотреть эти данные, нужна специальная программа, которая может расшифровать эти данные и выбрать из них то, что потом станет вашим JPEG, т.е. обычной фотографией. И когда вы пытаетесь необработанные данные — RAW — посмотреть на компьютере, он их не понимает, и если загрузить их на сайт или любую соц.сеть, у вас это не тоже получится!

И так, RAW это то, что позволяет нам достать дополнительные данные, которые в JPEG не войдут! Например если вы пересветили картинку ( как на изображении ниже), вы всегда сможете сделать темнее и информация там будет!

Мы переэкспонировали картинку и на лице появились пересветы — выбитые участки кожи, где нет цвета и текстуры ( никакой информации), снимая в RAW и затем редактируя его в специальной программе ( например LIGHTROOM), мы запросто можем вернуть потерянную информацию! И даже БОЛЬШЕ — можно вернуть даже, казалось бы безвозвратно утерянные данные, улица за окном!!!

Спорить о том — что снимать в RAW или НЕТ, бессмысленно! Особенно если это важное мероприятие, ответственный момент, или же вы просто начинающий фотограф, который часто ошибается с экспозицией! ДА и вообще — Eсли что-то может пойти не так, оно обязательно случится, и хорошо когда у тебя есть подстраховка!

Фотография получилась просвеченной, но девушка правильно проэкспонированна! Сложная ситуация с ярким контрастным светом! Задний план пересвечен!
Фотография получилась просвеченной, но девушка правильно проэкспонированна! Сложная ситуация с ярким контрастным светом! Задний план пересвечен!
Снимая в RAW можно достать утерянные данные!
Снимая в RAW можно достать утерянные данные!
Максимум на что можно рас читывать обрабатывая JPEG. Зданий на заднем плане не появилось, деревьев тоже! НО самое страшное — все цвета уничтожены! Программа пытается достать данные которых нет, и интерпретирует информацию цвета ( которого нет) по своему- т.е. криво!
Максимум на что можно рас читывать обрабатывая JPEG. Зданий на заднем плане не появилось, деревьев тоже! НО самое страшное — все цвета уничтожены! Программа пытается достать данные которых нет, и интерпретирует информацию цвета ( которого нет) по своему- т.е. криво!

Это все очевидные истины, а теперь поговорим как из этого самого RAW нам получить больше ПРИЕМУЩЕСТВ!

  1. Как мы уже поняли, у нас больше данных, значит больше динамический диапазон– т.е. картинка больше похожа на то, что видит глаз! Даже внутрекамерный режим «HDR» не позволит добиться результата как у RAW.
  2. БАЛАНС БЕЛОГО — тут все просто, если вы в JPEG сняли очень желтую фотку, нормальной вы ее уже никогда не сделаете! В RAW это делается без проблем, любой баланс белого одним кликом! Более того! Если у вас дорогущая камера и есть функция выставлять точный баланс белого в КЕЛЬВИНАХ, то что-то еще можно сделать, но если у вас камера обычная, начального уровня( Canon 650D или Nikon D3300) там этой функции нет! И обычный пресет, лампы накаливания и т.д. – не помогут выставить точные цвета, и в JPEG потом ничего уже не сделать! Поэтому владельцам камер начального уровня ( до 70’000р) снимать только в RAW! ( Это не касается БЕЗЗЕРКАЛОК, например sony A6000, в них функций гораздо больше, чем в зеркалках за туже цену).
  3. Снимая портреты — если немного ( совсем чуть-чуть) пересветить кожу лица, при проявке, делая темнее, мы вернем данные о цвете и текстуре лица обратно. НО! при этом лицо будет выглядеть чище, потому-что часть проблем кожи (таких как : пятна, прыщики и т.д.) пропадут! И мы вернем только контуры лица и цвет кожи!
  4. Современные камеры ( особенно НЕ полнокадровые) — НЕ ЛЮБЯТ, когда вы делаете СВЕТЛЕЕ в самом редакторе ( сильно высветляете тени, и просто повышаете яркость картинки). Грубо говоря, если вы сразу снимите светло на более высоком iso, а потом сделаете темнее, ШУМОВ будет заметно МЕНЬШЕ, в отличии — если бы вы сделали наоборот! Т.Е. снимая на низком iso и потом высветляя в редакторе, шумов будет гораздо больше! ПОЭТОМУ лучше снимать чуть светлее ( ПЕЙЗАЖ исключение, можно потерять небо).
  5. В RAW гораздо больше ЦВЕТА, чем в JPEG и учитывая пункт 3 (выше) если мы делаем темную фотку, в надежде вернуть потом все данные, мы теряем часть цветаДАЖЕ в RAW. Поэтому, когда мы делаем тёмную фотку, сенсор камеры не до получает цветовой информации, часть цвета теряется, и цветовые переходы выглядят не как цветовой градиент, а как один цвет. И просто повышая яркость в редакторе, этот один цвет выглядит ядреной однородной массой! Именно поэтому, всегда , когда мы высветляем фотку в редакторе, цвета выглядят серыми и жухлыми! Снимайте чуть светлее, RAW позволит вернуть данные и цвета будут более насыщенными и яркими! Естественно JPEG этого вам не позволит ( смотрите картинку с девочкой у большого окна).
  6. В принципе снимая в RAW вы получаете больше цвета, так что работать с цветами и оттенками гораздо проще! Они все есть в RAW — выбирай любой баланс белого! Выбирай любой оттенок цвета и крути его как хочешь, все данные в RAW есть!
  7. Процессор камеры, маленький и слабый, он должен быть экономичным в энергопотреблении, чтобы камера дольше снимала, и требовать от него хорошего качества JPEGБЕСПОЛЕЗНО! К тому же — КАМЕРА НЕ ЗНАЕТ, что конкретно вам надо, в каждом КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ! Просто загрузите RAWы в программу, и экспортируйте в JPEG — результат будет гораздо лучше, чем то, что сделает камера! Это касается шумов, деталей и т.д.

И так! Учитывая все вышесказанное! Вопросов, как бы и не остается, снимаем только в RAW! НО есть пара фото производителей, кто своей наглой рекламой пытается обмануть нас и убедить в обратном!

Это Olympus и FujiFilm! Если Olympus это делает очень ненавязчиво, то Fujifilm превратил это в целый лозунг и пытается дурить мозги, всем! Как своих же пользователей, так и новичков или тех, кто встает перед выбором, — делать апгрейд своей системы или перейти на новую!

Olympus находится в не очень выигрышной ситуации. У них размер матрицы меньше чем у всех остальных и она более шумная. И внутренние алгоритмы камеры подавляют шумы лучше, чем программы сторонних производителей! Поэтому обрабатывая их RAW получаешь картинку более детальную, больше информаци, но на средних и высоких ISO — картинка всегда более шумная ( очень заметно!) в отличии от той же картинки, что дает сама камера. Поэтому постоянно компромисс, либо больше информации и больше шума, либо меньше информации о цвете и яркости, но и меньше шума.

У FujiFilm картинка получше, потому что матрица чуть больше по размеру чем у Olympus (напомню что все матрицы — для почти ВСЕХ фото производителей, кроме Canon, делает фирма Sony, за редкими исключениями), и фирма FUJI использует матрицу Sony, но устанавливает на нее свой цветной фильтр X-Trance CMOS, который отличается от обычного BAYER фильтра как у всех!

Сверху «перевернутый» цветовой фильтр FUJIFILM, внизу обычный цветовой фильтр — как у всех. Такое расположение пикселей несет в себе как ряд плюсов — резкие фотографии без муара, значит не нужен «смягчяющий» фильтр! Так и ряд минусов о которых поговорим ниже.
Сверху «перевернутый» цветовой фильтр FUJIFILM, внизу обычный цветовой фильтр — как у всех. Такое расположение пикселей несет в себе как ряд плюсов — резкие фотографии без муара, значит не нужен «смягчяющий» фильтр! Так и ряд минусов о которых поговорим ниже.

Фирма Fujifilm гордится многолетней историей производства фотопленеки! Они на цветах собаку съели!! И поэтому максимально интересно настроили свой JPEG. И правда смотрится клева! НО из-за нестандартной матрицы все редакторы, включая «стандарт индустрии» — Lightroom, ибывают плохо обрабатывают RAW от FUJIFILM и особенно в части зеленого цвета ( трава, деревья и т.д), там получается каша. Плюс вылазит артефакты и падает резкость! То есть камера готовит JPEG лучше, чем пользователь в редакторе. Но таких возможностей как у RAW+редактор, у камеры нет! Поэтому и идет пропаганда, где фирма давит на то, ЧТО — «Cнимайте сразу в джепег — экономьте время!» И у меня уже несколько учеников приходили — С полной уверенностью, что их джепег круче RAW! Поесть люди оказались в ловушке пропаганды! Самое страшное, что FUJIFILM напрямую не говорит «не снимайте в RAW» — но для неподготовленного пользователя все выглядит именно так! И Амбасодры FUJIFILM на своих мастеркласах каркас говорят это на прямую, я не один раз лично был свидетелем!

Да у Olympus и FujiFilm есть плюсы и много! Качество фотографий хорошее и размер очень компактный! А ведь чем больше матрица — тем больше оптика, а у этих фирм матрицы только малого размера! И оптика получается очень компактной!

Слева Fujifilm 35mm f/1.4 для маленьких матриц, справа Sony 35mm f/1.4 для больших матриц. Sony правда всепогодный, а Fujifilm нет, но смысл понятен!
Слева Fujifilm 35mm f/1.4 для маленьких матриц, справа Sony 35mm f/1.4 для больших матриц. Sony правда всепогодный, а Fujifilm нет, но смысл понятен!

Но если имея большую матрицу в корпусе беззеркалки ( например Sony A7 ) с лучшим качеством изображения, я могу выбирать компактность или масштабность! Я всегда могу одеть маленькую линзу и получить тот же общий размер камера+объектив! Как на фотографии ниже!

Хорошо когда есть выбор и ты не должен ничем жертвовать!
Хорошо когда есть выбор и ты не должен ничем жертвовать!

НО все это лирика, ПОМНИТЕ — главное умение, знания и опыт! А камеры это дело третье от них далеко не все зависит!

И поэтому все эти бредни типа — «Я снимаю только в JPEG, ибо моя камера круто его делает, и я экономлю время пока вы обрабатываете! — Оставьте юным неокрепшим умам, кто только вчера для себя открыл фотографию. Мы то с вами в курсе и нас не проведешь!

Поэтому снимайте в RAW, никого не слушайте и будет вам счастье!

Автор статьи — Фотограф Станислав Иваницкий
Станислав не только профессионально занимается фотографией, но еще и публикует полезные видео на своем YouTube канале

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *