Никакого JPEG! Только RAW!!!


Да, да, ДАА вы это и так знаете! НО в следствии рекламы и запудривания мозгов фотографов, некоторыми производителями фотоаппаратов, рекомендую дочитать до конца, чтобы не быть обманутым!

В начале давайте быстренько разберемся, что же такое RAW?

RAWэто вся информация света и цвета, которая попала на сенсор ( матрицу) камеры и затем была помещена в архив, и данных в этот архив попадает очень много, гораздо больше чем то, что фотоаппарат может сразу переварить и выдать вам в JPEG.

Т.Е. RAW — это не фотография, это огромный набор данных, разложенных по полочкам! Соответственно, чтобы посмотреть эти данные, нужна специальная программа, которая может расшифровать эти данные и выбрать из них то, что потом станет вашим JPEG, т.е. обычной фотографией. И когда вы пытаетесь необработанные данные — RAW — посмотреть на компьютере, он их не понимает, и если загрузить их на сайт или любую соц.сеть, у вас это не тоже получится!

И так, RAW это то, что позволяет нам достать дополнительные данные, которые в JPEG не войдут! Например если вы пересветили картинку ( как на изображении ниже), вы всегда сможете сделать темнее и информация там будет!

Мы переэкспонировали картинку и на лице появились пересветы — выбитые участки кожи, где нет цвета и текстуры ( никакой информации), снимая в RAW и затем редактируя его в специальной программе ( например LIGHTROOM), мы запросто можем вернуть потерянную информацию! И даже БОЛЬШЕ — можно вернуть даже, казалось бы безвозвратно утерянные данные, улица за окном!!!

Спорить о том — что снимать в RAW или НЕТ, бессмысленно! Особенно если это важное мероприятие, ответственный момент, или же вы просто начинающий фотограф, который часто ошибается с экспозицией! ДА и вообще — Eсли что-то может пойти не так, оно обязательно случится, и хорошо когда у тебя есть подстраховка!

Фотография получилась просвеченной, но девушка правильно проэкспонированна! Сложная ситуация с ярким контрастным светом! Задний план пересвечен!
Фотография получилась просвеченной, но девушка правильно проэкспонированна! Сложная ситуация с ярким контрастным светом! Задний план пересвечен!
Снимая в RAW можно достать утерянные данные!
Снимая в RAW можно достать утерянные данные!
Максимум на что можно рас читывать обрабатывая JPEG. Зданий на заднем плане не появилось, деревьев тоже! НО самое страшное — все цвета уничтожены! Программа пытается достать данные которых нет, и интерпретирует информацию цвета ( которого нет) по своему- т.е. криво!
Максимум на что можно рас читывать обрабатывая JPEG. Зданий на заднем плане не появилось, деревьев тоже! НО самое страшное — все цвета уничтожены! Программа пытается достать данные которых нет, и интерпретирует информацию цвета ( которого нет) по своему- т.е. криво!

Это все очевидные истины, а теперь поговорим как из этого самого RAW нам получить больше ПРИЕМУЩЕСТВ!

  1. Как мы уже поняли, у нас больше данных, значит больше динамический диапазон— т.е. картинка больше похожа на то, что видит глаз! Даже внутрекамерный режим «HDR» не позволит добиться результата как у RAW.
  2. БАЛАНС БЕЛОГО — тут все просто, если вы в JPEG сняли очень желтую фотку, нормальной вы ее уже никогда не сделаете! В RAW это делается без проблем, любой баланс белого одним кликом! Более того! Если у вас дорогущая камера и есть функция выставлять точный баланс белого в КЕЛЬВИНАХ, то что-то еще можно сделать, но если у вас камера обычная, начального уровня( Canon 650D или Nikon D3300) там этой функции нет! И обычный пресет, лампы накаливания и т.д. — не помогут выставить точные цвета, и в JPEG потом ничего уже не сделать! Поэтому владельцам камер начального уровня ( до 70’000р) снимать только в RAW! ( Это не касается БЕЗЗЕРКАЛОК, например sony A6000, в них функций гораздо больше, чем в зеркалках за туже цену).
  3. Снимая портреты — если немного ( совсем чуть-чуть) пересветить кожу лица, при проявке, делая темнее, мы вернем данные о цвете и текстуре лица обратно. НО! при этом лицо будет выглядеть чище, потому-что часть проблем кожи (таких как : пятна, прыщики и т.д.) пропадут! И мы вернем только контуры лица и цвет кожи!
  4. Современные камеры ( особенно НЕ полнокадровые) — НЕ ЛЮБЯТ, когда вы делаете СВЕТЛЕЕ в самом редакторе ( сильно высветляете тени, и просто повышаете яркость картинки). Грубо говоря, если вы сразу снимите светло на более высоком iso, а потом сделаете темнее, ШУМОВ будет заметно МЕНЬШЕ, в отличии — если бы вы сделали наоборот! Т.Е. снимая на низком iso и потом высветляя в редакторе, шумов будет гораздо больше! ПОЭТОМУ лучше снимать чуть светлее ( ПЕЙЗАЖ исключение, можно потерять небо).
  5. В RAW гораздо больше ЦВЕТА, чем в JPEG и учитывая пункт 3 (выше) если мы делаем темную фотку, в надежде вернуть потом все данные, мы теряем часть цветаДАЖЕ в RAW. Поэтому, когда мы делаем тёмную фотку, сенсор камеры не до получает цветовой информации, часть цвета теряется, и цветовые переходы выглядят не как цветовой градиент, а как один цвет. И просто повышая яркость в редакторе, этот один цвет выглядит ядреной однородной массой! Именно поэтому, всегда , когда мы высветляем фотку в редакторе, цвета выглядят серыми и жухлыми! Снимайте чуть светлее, RAW позволит вернуть данные и цвета будут более насыщенными и яркими! Естественно JPEG этого вам не позволит ( смотрите картинку с девочкой у большого окна).
  6. В принципе снимая в RAW вы получаете больше цвета, так что работать с цветами и оттенками гораздо проще! Они все есть в RAW — выбирай любой баланс белого! Выбирай любой оттенок цвета и крути его как хочешь, все данные в RAW есть!
  7. Процессор камеры, маленький и слабый, он должен быть экономичным в энергопотреблении, чтобы камера дольше снимала, и требовать от него хорошего качества JPEGБЕСПОЛЕЗНО! К тому же — КАМЕРА НЕ ЗНАЕТ, что конкретно вам надо, в каждом КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ! Просто загрузите RAWы в программу, и экспортируйте в JPEG — результат будет гораздо лучше, чем то, что сделает камера! Это касается шумов, деталей и т.д.

И так! Учитывая все вышесказанное! Вопросов, как бы и не остается, снимаем только в RAW! НО есть пара фото производителей, кто своей наглой рекламой пытается обмануть нас и убедить в обратном!

Это Olympus и FujiFilm! Если Olympus это делает очень ненавязчиво, то Fujifilm превратил это в целый лозунг и пытается дурить мозги, всем! Как своих же пользователей, так и новичков или тех, кто встает перед выбором, — делать апгрейд своей системы или перейти на новую!

Olympus находится в не очень выигрышной ситуации. У них размер матрицы меньше чем у всех остальных и она более шумная. И внутренние алгоритмы камеры подавляют шумы лучше, чем программы сторонних производителей! Поэтому обрабатывая их RAW получаешь картинку более детальную, больше информаци, но на средних и высоких ISO — картинка всегда более шумная ( очень заметно!) в отличии от той же картинки, что дает сама камера. Поэтому постоянно компромисс, либо больше информации и больше шума, либо меньше информации о цвете и яркости, но и меньше шума.

У FujiFilm картинка получше, потому что матрица чуть больше по размеру чем у Olympus (напомню что все матрицы — для почти ВСЕХ фото производителей, кроме Canon, делает фирма Sony, за редкими исключениями), и фирма FUJI использует матрицу Sony, но устанавливает на нее свой цветной фильтр X-Trance CMOS, который отличается от обычного BAYER фильтра как у всех!

Сверху «перевернутый» цветовой фильтр FUJIFILM, внизу обычный цветовой фильтр — как у всех. Такое расположение пикселей несет в себе как ряд плюсов — резкие фотографии без муара, значит не нужен «смягчяющий» фильтр! Так и ряд минусов о которых поговорим ниже.
Сверху «перевернутый» цветовой фильтр FUJIFILM, внизу обычный цветовой фильтр — как у всех. Такое расположение пикселей несет в себе как ряд плюсов — резкие фотографии без муара, значит не нужен «смягчяющий» фильтр! Так и ряд минусов о которых поговорим ниже.

Фирма Fujifilm гордится многолетней историей производства фотопленеки! Они на цветах собаку съели!! И поэтому максимально интересно настроили свой JPEG. И правда смотрится клева! НО из-за нестандартной матрицы все редакторы, включая «стандарт индустрии» — Lightroom, ибывают плохо обрабатывают RAW от FUJIFILM и особенно в части зеленого цвета ( трава, деревья и т.д), там получается каша. Плюс вылазит артефакты и падает резкость! То есть камера готовит JPEG лучше, чем пользователь в редакторе. Но таких возможностей как у RAW+редактор, у камеры нет! Поэтому и идет пропаганда, где фирма давит на то, ЧТО — «Cнимайте сразу в джепег — экономьте время!» И у меня уже несколько учеников приходили — С полной уверенностью, что их джепег круче RAW! Поесть люди оказались в ловушке пропаганды! Самое страшное, что FUJIFILM напрямую не говорит «не снимайте в RAW» — но для неподготовленного пользователя все выглядит именно так! И Амбасодры FUJIFILM на своих мастеркласах каркас говорят это на прямую, я не один раз лично был свидетелем!

Да у Olympus и FujiFilm есть плюсы и много! Качество фотографий хорошее и размер очень компактный! А ведь чем больше матрица — тем больше оптика, а у этих фирм матрицы только малого размера! И оптика получается очень компактной!

Слева Fujifilm 35mm f/1.4 для маленьких матриц, справа Sony 35mm f/1.4 для больших матриц. Sony правда всепогодный, а Fujifilm нет, но смысл понятен!
Слева Fujifilm 35mm f/1.4 для маленьких матриц, справа Sony 35mm f/1.4 для больших матриц. Sony правда всепогодный, а Fujifilm нет, но смысл понятен!

Но если имея большую матрицу в корпусе беззеркалки ( например Sony A7 ) с лучшим качеством изображения, я могу выбирать компактность или масштабность! Я всегда могу одеть маленькую линзу и получить тот же общий размер камера+объектив! Как на фотографии ниже!

Хорошо когда есть выбор и ты не должен ничем жертвовать!
Хорошо когда есть выбор и ты не должен ничем жертвовать!

НО все это лирика, ПОМНИТЕ — главное умение, знания и опыт! А камеры это дело третье от них далеко не все зависит!

И поэтому все эти бредни типа — «Я снимаю только в JPEG, ибо моя камера круто его делает, и я экономлю время пока вы обрабатываете! — Оставьте юным неокрепшим умам, кто только вчера для себя открыл фотографию. Мы то с вами в курсе и нас не проведешь!

Поэтому снимайте в RAW, никого не слушайте и будет вам счастье!

Автор статьи — Фотограф Станислав Иваницкий
Станислав не только профессионально занимается фотографией, но еще и публикует полезные видео на своем YouTube канале


Вы можете помочь сайту, прислав свою статью, или задонатить на развитие (4276 1609 9641 1436 сб рф)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *