Зенит-Е (1978)

Самая массовая модель фотоаппарата Зенит производства КМЗ и Беломо (порядка 4,2 миллионов экземпляров было выпущено с 1965 по 1986 год).

Зенит-Е

Зенит-Е — не автоматизированные однообъективные зеркальные фотоаппараты. Семейство механических индикаторных фотоаппаратов и их упрощённых версий (без встроенного экспонометра).

Резьбовое присоединение объектива — M42×1/45,5 (первые фотоаппараты линии выпускались с резьбой M39×1 на рабочее расстояние 45,2 мм). Фотоаппараты Зенит-Е поставлялись в комплекте с объективом Индустар-50 (50-2), Гелиос-44 (44-2).

В 1967 году Зенит-Е был модернизирован: сменилось крепление объектива с M39×1/45,2 на M42×1/45,5. За время выпуска в фотоаппарат вносились и другие существенные изменения. С 1975 года (по другим данным — с 1973 по 1986 год) выпускался также заводом «ЗЕНИТ» (БелОМО, г. Вилейка, Белоруссия).

Выпущено: 3334540 (самый массовый фотоаппарат завода), за период с 1965 по 1981 гг.
На экспорт фотоаппараты поставлялись не только под своим оригинальным именем, но и под иными марками (Revue).

Зенит-Е пришел на смену линейки «Зенит-3М».

Фотоаппараты, схожие с «Зенит-Е»

  • Зенит-B
  • Зенит-Е
  • Зенит-ЕТ
  • Зенит-ЕМ
  • Зенит-ВМ
  • Зенит-10
  • Зенит-11
  • Зенит-50

Фотоаппараты «Зенит» на Фотолюбителе

Технические характеристики
Зенит-Е

Тип камеры 35мм камера с фокальным затвором горизонтального хода
Размер отпечатка 24 x 36 мм
Объектив в комплекте Гелиос 44-2, Индустар-50, Индустар 50-2
Крепление объектива Унифицированное резьбовое соединение (M39×1/45,2 с 1967 года — M42×1/45,5)
Замер экпозиции Внешний, над креплением объектива. Стрелочный индикатор на верхней крышке, используется с диском калькулятора выдержек. Ручной расчет параметров экспозиции согласно показаниям стрелки экспонометра
Затвор Двухосевой фокальный затвор с матерчатыми шторками.
Основной диск выдержек содержит значения MF, X, B, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, и 1/500 сек
Видоискатель Пентапризма, охват 65%, матовый фокусировочный экран
Синхронизация
вспышки
FP
Загрузка пленки После открытия задней крышки, кассета с пленкой вставляется внутрь.
Счетчик кадров Ручной ввод от 0 до 38 на верхней крышке камеры, совмещен с курком взвода затвора и кнопкой спуска
Перемотка пленки Ручка перемотки на верхней крышке, напоминание о светочувствительности установленной в камере пленки
Габариты и вес ?

Корпус, качество сборки
Зенит-Е

Зенит-Е, произведенные на КМЗ имеют верхнюю часть корпуса из алюминия. Произведенные на Беломо вместо алюминия имеют пластиковые крышки верхней части корпуса. Диски органов управления никелированы, латунные. На передней панели Зенит-Е размещен рычаг механизма задержки спуска, разъем объектива, выход для подключения ламп-вспышек.

Зенит-Е производства КМЗ не зависимо от состояния, не люфтит, не скрипит. Снаружи произведена декоративная отделка. Без кофра в эксплуатации не сильно удобен за счет плоских боковых поверхностей. Самый компактный пленочный зеркальный фотоаппарат.

Зенит-Е в работе

Управление

Управление экспозицией в фотоаппарате Зенит-Е представлено:

  • Диском-калькулятором выдержек, сопряженным с убирающейся ручкой перемотки пленки и указателем текущих параметров в окне экспонометра;
  • Окном экспонометра и стрелочным указателем;
  • Экспонометром, расположенным над креплением объектива передней панели;
  • Диском установки выдержкой затвора

Фотоаппарат Зенит-Е — классика, с полностью ручным управлением. Единственный помощник фотографа — калькулятор экспозиции и стрелка экспонометра.

Управление диафрагмой

На Зенит-Е управление диафрагмой не устанавливается самим фотоаппаратом. Необходимо вручную устанавливать значения на объективе.

Визирование через видоискатель

Видоискатель — пентапризма, покрытие 65% площади кадра. Это очень мало. Часто после проявки кадров с Зенита на отпечатках можно было заметить лишние детали в кадре. Видоискатель темный, фокусировка производится по матовому стеклу, на котором нет ни микрорастра, ни клиньев. Внутри никакой индикации нет.

Управление выдержкой

Затвор у Зенита-Е фокальный, шторно-щелевой. Прорезиненые матерчатые шторки затвора — не самый надежный, зато относительно простой вариант. Затвор настраивается ограниченным числом задержек, замедления нет и самая длинная выдержка — 1/30 секунды. Выдержки выставляются при взведенном затворе, имеется дополнительный переключатель для синхронизации со вспышкой на 1\30 секунды.

Шторный затвор может прогореть, если оставить фотоаппарат на солнце с открытым объективом.

Синхронизация со вспышкой

«Башмак» в Зенит-Е — холодный, не имеет электрических контактов. На корпусе установлен разъем FP-синхронизации для внешних ламп-вспышек.

Экспонометр и замер экспозиции в Зенит-Е

Экспонометр внешний, селеновый, без дополнительной запитки от батарей. Имеет малый срок службы, так как материал экспонометра стареет.

Гальванометр Зенит-Е не сопряжен с диском выдержек, имеется только дополнительные метки калькулятора. Значения подбирались вручную, исходя из отклонения стрелки гальванометра и установленного светочувствительного материала.

"Белые", не окрашенные корпуса объективов "Гелиос" давали лишнюю засветку экспонометру Зенит-Е.
В последствии корпуса объективов стали окрашивать в черный цвет.

Удобство работы

Удобство работы с фотоаппаратом из 60-х такое себе, конечно. Ныне с эргономикой и электроникой все многим лучше, она доступнее обывателю. Сделать сколько надо кадров, наложить фильтры и выложить инстаграмм, не вникая в настройки, — сейчас это распространенное явление. А как снимали тогда? В те времена, когда твоим инстаграммом были альбомы, отпечатанные по заказу в «Союзпечати»?

Продуманная композиция, параметры съемки, проявление фотопленки в красной комнате… 30 прищепок под проявку. Нет, наверняка, и не только так.

Зенит-Е без кофра, по моим личным впечатлениям, неудобен. Он тонкий, тяжелый. Аппарат для неспешной съемки и вдумчивого расположения объектов в кадре. Темный видоискатель, охвата которого не хватает покрыть 99% площади кадра, в котором фокусировочный экран, как таковой, только матирован — доставит удовольствие только мазохистам.

Взвод затвора сопряжен с протяжкой пленки и происходит с определенным усилием. Спуск жесткий. Зеркало срывается с места, потом также резко падает назад.

Работа с пленкой

Смотка пленки рулеточного типа, ручка перемотки убирается в корпус фотоаппарата. Счетчик кадров — ручной, сброса нет. Полная погрузка в теплую ламповость аналоговой техники. Загрузка фотопленки производится под заднюю открывающуюся крышку.

Замок крышки расположен таким образом, что его необходимо 
блокировать дополнительно, так как высок риск открытия крышки в процессе переноски.

Шум

Аппарат сложно назвать тихим. Самым тихим затвором обладает ФЭД и Зоркий первых моделей. Зенит-Е, по сравнению с ними — очень громко работает. Очень сильная вибрация по корпусу, как от срабатывания затвора, так и от прыгающего зеркала.

Надежность

По части надежности этому аппарату я поставлю твердую четверку. Из множества Зенитов модели «Е», которые мне попадались, 40% имели проблемы с затворами, 2% — с механикой подъема зеркала, 30% — проблемы по части органов управления (ломаный пластиковый упор курка взвода затвора, разболтанные крепления объективов, и прочие относительно не критичные мелочи). примерно 5% — с проблемными экспонометрами. 3% — аппараты в идеальном состоянии, из них — 30% с проблемами в затворах. Остальные аппараты — производства Беломо с пластиковой крышкой верхней части аппарата. Самые проблемные.

Делаем скидку на время, а время, как известно, не щадит ничего.

Резюме

В свое время это был популярный фотоаппарат. За счет цены и набора качеств, удачно преподнесенный рынку. Кто знает, быть может, увидев тогда, в 60-70х на прилавках дешевую зеркалку «Зенит», я бы повелся на цену. Пройдет каких-то десять лет, — СССР с ГДР начнут проигрывать высокоскоростным затворам и программным автоматам японских конкурентов. Сейчас это все — глубокая архаика. Сейчас — жми, накладывай фильтр и размещай в сеть.

Камеры достаточно распространены, и не составляет проблем найти их в продаже. Беломовские варианты обладают пластиковой верхней частью, окрашены полностью в черный цвет, и не смотря на общую схожесть конструкции, ломаются чаще, а корпус более хлипкий.

Комментарии 6

  • Мне такой достался от брата, и хочу сказать, что по надежности я бы поставила твердую пятерку. Никаких проблем с затвором или зеркалом не было, хотя может не так часто и пользовались им.

  • Отличный фотоаппарат для своего времени, за ним гонялись, не только граждане Советского Союза, но даже иностранцы из ближнего дальнего зарубежья, привлекала надёжность и простота механизма

  • Безусловно этот фотик заслуживает внимания для каждого любителя фототехники ведь в свое время он был чуть ли не самым лучшим в мире по фотосъемке.

  • Конечно, такие модели фотоаппаратов сейчас не модные и не очень удобные. Но в пору моей молодости, человек с Зенитом в руках имел большую популярность. Это был самый классный фотик. 

  • У моего бати было 2 фотика. Смену он отдавал мне, а Зенит берёг для себя. Зенит мало отличался от Смены в моём понимании, но был сложнее в управлении. Фотографировали мы всегда чёрно белой плёнкой, проявляли на увеличителе. С Зенита фото получалось более резское и контрастное, хотя может из-за того что батя им фотал.. Фотики есть до сих пор, это реликвия, но тема интересная.. где бы взять плёнку? и можно было бы пофотать хоть сейчас..

  • Удивительно, как раньше подходили тщательно к надёжности и качеству техники. Моему такому же фотоаппарату больше 30 лет, а он всё в строю. И оптика даст фору многим цифровикам современным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *