Обзор Гелиос 44М-4 (Helios 44M-4) 58мм f/2

Родоначальник серии — БТК (БиоТар Красногорский), переименованный в Гелиос 44. Пересчитанный на советское стекло планар Zeiss Biotar 58mm f/2. Серия объективов Гелиос 44 производилась без особых изменений в оптической схеме почти полвека, и носила разные индексы. В разное время производство было развернуто на КМЗ, Беломо, Заводе «Юпитер» г. Валдай. Ранние модели имели неокрашенные корпуса, поэтому их довольно легко узнать. До сих пор в продаже встречаются первые Гелиос-44 с резьбой М39.

По сути, Гелиос 44М-4 является небольшой переделкой Гелиос 44М с присоединительной резьбой М42. Штатные объективы к фотоаппаратам «Зенит-12С» из комплекта «Фотоснайпер-12». Как правило, год выпуска на советских объективах с 60х годов шел в составе серийного номера объектива, и отпечатывался в первых двух цифрах. Гелиос-44 различных версий очень распространены на вторичном рынке и достаточно недороги, поэтому могут прекрасно подойти для начинающих фотолюбителей.

Описание объектива Гелиос 44М-4

Серия внешним видом напоминает Германский Pentacon auto 50mm f1.8 и аналоги, правда, выполнена более топорно. Стоит отметить, что даже убитые косметически экземпляры сохраняют свои базовые качества — снимать на такое стекло может доставлять удовольствие. Серийный номер данного экземпляра 871585, выпуск 1987 года, производство Красногорского завода имени Зверева. Оправа объектива выполнена из алюминия, в механизме встречаются стальные элементы. Вес объектива около 270 грамм, что подтверждается официальной литературой. Гелиос-44М-4 впоследствии был пересчитан П.А. Лапиным для использования многослойного просветления, что улучшило светопропускание и цветопередачу объектива.

Гелиос 44М-4 58 2

Схема объектива

Похожа на схему Zeiss Biotar 2/58mm. И не менялась все время производства

Гелиос 44 серии на Фотолюбителе:

Фокусировка

Фокусировка объектива ведется в пределах 0,5 — примерно 14 метров, значения на кольце фокусировки приблизительные. Имеется шкала для вычисления гиперфокального расстояния объектива, а также расчета глубины резкости. Кольцо фокусировки Гелиос 44М-4 хваткое благодаря ребрам. Ручная фокусировка обеспечивается вращением кольца фокусировки вокруг оси линзоблока. Выступ переднего края линзы при максимальной дистанции фокусировки — около 1,1 см. Вращение зачастую тугое, из-за типа применявшейся на заводе смазки типа «Литол», теряющей свои свойства со временем, а также, под воздействием температур. Смазка со временем густеет на столько, что объектив приходится обслуживать. При этом, косметически, объектив может выглядеть новым.

Гелиос 44М-4 58 2

Из-за малой глубины резкости, фокусировка на фотоаппаратах с малым размером видоискателя может иметь проблемы в виде ошибок фокусировки. Лучше использовать режим LiveView или переходные кольца с чипом подтверждения фокусировки.

Диафрагма

Модель серии, имеющая прыгающую диафрагму, но без переключателя режима ее работы. Штырек привода диафрагмы может блокироваться переходниками с фланцем, если ваша система не совместима с конструкцией объектива; либо вручную. Я блокировал спичкой. Регулировка диафрагмы на корпусе, ведется кольцом с трещоткой-фиксатором значений, переключение происходит с усилием, даже на обслуженном объективе. Относительное отверстие регулируется в пределах от 1:2 на открытой и до 1:16 на закрытой полностью диафрагме.

Диафрагма у этой модели имеет шесть лепестков, ярко выраженные гайки в боке появляются уже на f/4. На открытой диафрагме присутствует заметное «кручение» в зоне нерезкости (боке), а также, цветовые аберрации на контрастных переходах. Некоторыми пользователями «кручение» высоко ценится, так как придает фотографии дополнительный художественный оттенок. Аберрации без проблем давятся в самых простых фоторедакторах.

Механизма предустановки диафрагмы для использования на современных камерах, естественно, не предусмотрено. Чтобы корректно срабатывал экспозамер, необходимо иметь фотоаппарат с толкателем диафрагмы. Современные цифровые фотоаппараты оценивают уровень экспозиции в кадре на открытой диафрагме объектива (на самом деле, и старые пленочные тоже). При использовании любых мануальных объективов на диафрагме, отличной от открытой, придется вводить экспокоррекцию. В случае с данным Гелиосом мне пришлось корректировать ее (иногда до 1 стопа) в минус.

Резкость, контрастность, цвет

На открытой диафрагме Гелиос 44м-4, все-таки, рисует фиолетовые ореолы в переходах (они легко давятся в фоторедакторах при постобработке фото). Снимайте в RAW и режиме приоритета диафрагмы. Особенно, если впервые работаете с Гелиосом. Резкость по центру подобающая, на уровне современных объективов… но падает к краям. Это не баг, это фича (с). Контрастность у объектива на нормальном уровне, однако, при попадании света проседает. Съемка без бленды (которую не найти) в контровом и боковом свете превращается в настоящий ад. Зато, зная слабые места своего Гелиоса, мы можем избегать заведомо провальных по итогу композиций.

Отличная резкость, но такая же, как у Гелиос 44-2 непереносимость бокового и контрового света. Данный экземпляр имеет желтый цвет передней линзы. Объективы серии Гелиос-44М позднего времени производства шли уже с мультипросветлением. На таких объективах идет пометка «МС» (мультипросветление).

Достоинства объектива

  • Любой исправный Гелиос 44 серии даже сейчас способен побороться за качество с современными пластиковыми (хоть и автофокусными) конкурентами, как по цене, так и по качеству картинки.
  • Отсутствие автофокуса вас не должно смущать, ведь, например, в портретной фотосъемке он практически не используется.
  • Доступность и дешевизна Гелиос 44 серии, дает ощутимое преимущество при выборе объектива начинающим фотолюбителем. Гелиосы производились с 50-х годов двадцатого века, шли вперемежку с индустарами в качестве штатников к фотоаппаратам «Зенит»
  • Неубиваемая конструкция. Объектив не боится морозов, перепадов температур и влажности, падений. Металлический корпус не расколется при случайном ударе, отсутствие электроники не подведет в самый нужный момент. Чем выше сложность, тем ниже надежность.
  • Возможность использования практически с любыми цифровыми фотоаппаратами, через соответствующий переходник. О переходниках чуть ниже.
  • Высокая художественность. Даже при отсутствии особых умений в обработке, можно получить теплое ламповое фото. Фирменное кручение боке, неплохая цветопередача, радующий глаз переход от зоны резкости в зону боке — сказываются фирменные немецкие корни.
  • Отличный выбор начинающего портретиста. 58 мм на полном кадре, и почти 93 на кропе 1.6.
  • Наличие указателя для расчета гиперфокального расстояния. На современных пластиковых стеклах — редкость

Использование на современных фотоаппаратах

Для работы на цифровых фотоаппаратах вам понадобится переходник с М42х1. Проще всего ставится Гелиос на кропнутые Canon EOS с байонетом EF-s, особенно, учитывая то, что переходники без чипов на Canon стоят сущие копейки.

Список переходников, системы и байонеты (прямые ссылки для заказа)

  • Canon EF/EF-S переходник M42-Canon EOS (без чипа или с чипом).
  • Canon EF-M переходник M42-Сanon EF-M.
  • Nikon DX/FX, а также Fujifilm и Kodak с байонетом Nikon F нужен переходник M42-Nikon F с линзой или без.
  • Nikon 1 переходник M42-Nikon 1.
  • Pentax K нужен переходник M42-Pentax K.
  • Pentax Q нужен переходник M42-Pentax Q.
  • Sony/Minolta A переходник M42-Sony A (без чипа или с чипом).
  • Sony NEX и Sony Alpha с байонетом Е нужен переходник M42-Sony E (M42-Sony Nex).
  • Four Thirds, он же 4/3 (Olympus, Panasonic) нужен переходник M42-4/3
  • Micro Four Thirds — Olympus, Panasonic, Kodak, Xiaomi с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) нужен переходник M42-Micro 4/3.
  • Для фотоаппаратов с байонетом Fujifilm X нужен переходник M42-Fuji X.
  • Samsung NX нужен переходник M42-Samsung NX.
  • Leica M нужен переходник M42-L/M.
  • Для байонета Leica T нужен переходник M42-L/T.

При заказе стоит учитывать то, что дешевые переходники некачественного исполнения с линзой на байонете Nikon F значительно портят картинку. Переходники без линзы уменьшают максимальную дальность фокусировки (из-за разницы рабочих отрезков). Переходники с чипами попадаются некачественные, от этого может страдать экспозамер и подтверждение фокусировки на некоторых моделях Canon EOS.

Итог

Существует огромное количество модификаций объектива, отличающихся в основном, геометрией корпуса. Реже встречаются версии объектива с переключателем прыгающей диафрагмы (авто-ручное). Герой обзора — штатный для Зенит-12С, снят с комплекта «Фотоснайпер-12«. Не смотря на достаточную редкость объектива, связанную с поставкой его в комплекте фоторужья, объектив не показывает каких-то исключительных качеств. В сравнении с остальными гелиосами, объектив не может похвастаться каким-либо улучшенным качеством изображения или юзабилити. Вдобавок, на оправе объектива отсутствует переключатель диафрагмы с ручного на автоматический режимы. Обратите внимание при покупке объектива, совместимы ли ваши переходники для работы с Гелиос 44М-4, имеют ли они фланец для блокировки прыгающего механизма диафрагмы.

Лучше всего объектив раскрывает свои художественные возможности на полнокадровых фотоаппаратах. На кропнутых будет не сильно заметно кручение фона, так как работает центральная и наиболее резкая часть оптики.

Пример видео Гелиос 44М-4

В данном видео использовался Гелиос 44-2 в паре с конвертером К-1 2х. Видео для ознакомления с возможностями линейки в целом. Для видеосъемки Гелиос 44М-4 подходит условно. При переключении диафрагмы будут слышны щелчки фиксирующего механизма.

Примеры фотографий с объектива Гелиос 44М-4

Технические характеристики Гелиос 44М-4

Дата выхода1987
Первоначальная цена195 рублей, с фотоаппаратом «Зенит-12СД»
Групп6
Элементов4
Лепестков диафрагмы6
Минимальная диафрагма16
Минимальное расстояние фокусировки (м)0.5
Диаметр фильтра (мм)58
Вес (г)270

 

Разрешается использование контента в любых целях, при условии сохранения ссылки на источник.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Защита от ботов: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.