Специфические особенности работы фотографа

Для того чтобы идейное содержание фотографических композиций могло быть выражено в соответствующей изобразительной форме, необходимо прежде всего понимание специфики фотографии как способа изображения, понимание выразительных возможностей изобразительных средств фотографии.
Одна из специфических особенностей фотографии состоит в том, что для получения фотографического изображения объекта последний должен в момент съемки находиться перед объективом съемочного аппарата.

С такого рода обстоятельствами не встречается ни один художник, работающий в других областях искусства. Поэт, писатель, композитор, живописец, скульптор, прежде чем приступить к осуществлению своих творческих замыслов, обращаются к действительности, наблюдают, изучают ее, делают наброски, эскизы, зарисовки с натуры.

Но вместе с тем, при работе над общей композицией произведения художник волен размещать его отдельные элементы в соответствии со своими творческими замыслами, натурные зарисовки служат для него лишь исходным материалом, из которого вырастает законченная композиция, раскрывающая во всей полноте и глубине идею и содержание художественного произведения.

Метод работы фотографа совершенно иной: он может изобразить на фотоснимке только то, что в момент съемки находится непосредственно перед объективом фотоаппарата и попадает в поле зрения объектива.

Эта специфическая особенность искусства фотографии, неся в себе определенные ограничения, одновременно имеет и положительные стороны: ведь именно в том факте, что изображаемое непременно находится перед объективом в момент съемки, и лежит основа документальности, одной из наиболее сильных сторон фотографии.

Действительно, фотоснимки обладают огромной силой убедительности подлинного документа, наглядно, живо показывающего ту или иную сторону действительности, различные ее явления и события. Именно документальность делает интересным для зрителя различного рода фотоснимки.

Таким образом, фотографические работы должны основываться именно на этой специфической особенности искусства фотографии, только тогда оно выступит во всей силе «его собственных возможностей и не встанет на путь подражания искусству жи — вогшеи, графики и пр.

Но значит ли это, что вся работа фотографа сводится к простой фиксации «документации» действительности? Нет, конечно.
Фотографии, отражающие жизнь в ее наиболее типичных и характерных проявлениях, требуют внимательной и вдумчивой работы над их изобразительной формой. Только в том случае они приобретают силу и убедительность, когда имеют определенное изобразительное решение, способствующее раскрытию их содержания.

Фото 8

хотя и показывает объект съемки достаточно подробно и, казалось бы, документально, все же не несет в себе никаких черт волнующего и впечатляющего, документального и законченного по форме фотографического изображения.
Текстовка, сопровождающая этот снимок, сообщает читателю: «Коллектив строителей ГЭС наращивает с каждым днем темпы работ по установке арматуры и укладке бетона… На снимке: самоходные гусеничные краны с бадьями укладывают бетон в зубья фундаментной плиты здания ГЭС».

Содержание фотоснимка, по существу, становится ясным только из текстовки.

Протокольно зафиксированный объект съемки, неинтересный по композиции и освещению снимок, отсутствие творческого отношения к изобразительному решению темы приводят к тому, что фотоснимок не вызывает у зрителя никаких представлений о масштабе строительства, темпах работ и коллективе строителей, о которых говорится в текстовке.

Так слабая изобразительная форма’приводит к обеднению содержания, а простое копирование действительности с помощью фотографической техники отнюдь не дает документального снимка, так как сухая протокольная фотография не передает главных черт, характеризующих снимаемый объект, не документирует самого важного и интересного.

Иное впечатление оставляет снимок С. Преображенского «Сварка ковша экскаватора» (фото). 9

Это прежде всего снимок репортажный, он снят в цехе завода тяжелого машиностроения. Тема решена автором изобразительно интересно: ковш грандиозного шагающего экскаватора, имеющий емкость 20 кубических метров, показан на снимке так, что зритель получает полное представление и о масштабе детали машины и о новой технике нашей страны.

Эту задачу фотограф решил путем правильного определения расстояния от точки съемки до объекта съемки, выбора крупности плана, при котором деталь экскаватора занимает большую часть кадра. Размеры ковша становятся очевидными от сопоставления их с фигурами людей, работающих в цехе.

Правильно показаны на снимке люди: опи заняты своим делом, а не позируют, как это иногда бывает. Поэтому присутствие фотографа здесь вовсе не чувствуется, снимок показывает рабочий момент, это делает его правдивым и убедительным.
Брызги расплавленного металла и дым электросварки оживляют снимок, насыщают его действием, делают динамичным.
В кадре использованы элементы воздушной перспективы: наиболее темным здесь является передний план, в глубине — тона снимка высветляются, четкость очертаний предметов и контрасты светотени смягчаются. Благодаря этому главное в кадре — ковш экскаватора — четко выделяется на фоне более светлой и мепее резкой глубины, которая не отвлекает внимания зрителя от главного.

В результате того, что снимок отображает характерное и типичное явление советской действительности и автор правильно использует изобразительные средства фотографии, снимок приобретает значение впечатляющего фотографического изображения, в основе которого лежит правильно понятая документальность.

Документальность, важнейшая специфическая особенность фотографии, обусловливает и характер композиционного творчества фотографа, специфику организации и построения фотографического изображения.

Поскольку для создания фотоизображения объект должен находиться в момент съемки перед объективом аппарата, постольку реально существующий объект съемки с присущим ему размещением в пространстве фигур и предметов, с его формами, объемами, фактурами и цветами является исходным материалом фотографической картины.

Композиционное творчество и все мастерство фотографа должно быть направлено на то, чтобы фотоснимок показывал зрителю реально существующий объект съемки, действительное событие, конкретное явление со всеми его характерными особенностями, чтобы зрителю был ясен смысл происходящих событий, понятен характер явлений, показанных на снимке.
Фотограф, следовательно, в своем композиционном творчестве проделывает определенную работу художника, результатом которой является своеобразная изобразительная трактовка материала.

Правильный отбор тематики фотографических композиций и реалистическая изобразительная трактовка материала могут быть достигнуты только при правильном понимании действительности, хорошем знании материала, над которым работает автор-фотограф, при овладении мастерством. В этом случае события, явления, объекты съемки отражаются в фотоснимках правдиво и показываются выразительно; главное в них отделяется от второстепенного, необходимое от случайного.

Искусство фотографии, следовательно, как и всякое реалистическое искусство, изображая действительность, объясняет явления жизни и оценивает их, что проявляется, во-первых, в отборе материала, а во- вторых, в его изобразительной трактовке.

Какими же путями фотограф осуществляет изобразительную трактовку материала, выразительный его показ на снимке, если главным требованием фотографии является документальность, достоверность изображения, а исходным материалом — реально существующий объект съемки? Фотография выработала свои специфические изобразительно-выразительные средства, особые приемы организации и построения фотографического изображения, о которых речь пойдет ниже.

Дыко, Головня. Фотокомпозиция (Москва, 1955)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.