Изобразительно-выразительные средства в фотографии

Фотография оперирует тремя главными изобразительно-выразительными средствами, к которым относятся: композиционное построение, световое и тональное, а в цветной фотографии — колористическое решение снимка.

Эти изобразительно-выразительные средства реализуются при фотосъемке определенными творческими приемами. Так, композиционное построение снимка в узком смысле этого слова, то есть заполнение картинной плоскости и распределение в кадре отдельных элементов композиции, их сочетание в единое целое, осуществляется путем определения направления съемки, расстояния от точки съемки до снимаемого объекта, крупности плана, высоты точки съемки, границ кадра, местоположения перемещающихся элементов композиции и выбором момента съемки.

Используя эти творческие приемы при заполнении картинной плоскости, фотограф стремится к выразительному показу содержания снимка, добивается его композиционной завершенности, единства и неделимости, лаконичности фотографической композиции и пр.

Световое решение снимка осуществляется в одних случаях выбором условий освещения, наиболее благоприятных для съемки данного объекта, и определением направления съемки по отношению к направлению падения основного светового потока, освещающего объект съемки, в других случаях — созданием специальных условий освещения для целей фотосъемки.
Оперируя этими приемами при световом решении снимка, фотограф также стремится к правдивости и выразительности показа темы, к совершенству изобразительного решения кадра.

Тональное (в черно-белой фотографии) и колористическое (в цветной фотографии) построение снимка осуществляется выбором или специальным подбором цветов и тонов отдельных элементов объекта съемки, выбором или созданием освещения объекта съемки в целях организации и распределения светотеневых и тональных масс в кадре, использованием светофильтров и других оптических насадок на объективе съемочного аппарата, особенностей негативных и позитивных материалов, негативного и позитивного процессов.

Понятно, что и тональное решение снимка также не является некой самоцелью: оно находится в непосредственной связи с содержанием снимка, в полной и прямой от него зависимости и используется фотографом для решения задач содержания.
В фотографии существуют самые разнообразные жанры и виды, такие, как репортаж, портрет, пейзаж, натюрморт, жанровые композиции и пр., что свидетельствует о широчайших возможностях этого способа изображения. Каждый из этих жанров имеет свои особенности, и характер работы над изобразительным решением темы и сюжета меняется в зависимости от цели, которая преследуется выполнением данного конкретного снимка, и от жанра, к которому он относится.

Сейчас главным и основным деятелем советской фотографии является фоторепортер, и потому формы его творчества крайне разнообразны. Фоторепортеры выступают в самых различных жанрах: как пейзажисты, жанристы, портретисты, создают репортажно-информациопные, публицистические и художественные репортажные снимки. Многие из этих работ являются законченными картинами, подлинными произведениями искусства, ибо они несут в себе художественное содержание и отличаются законченной художественной формой.

Фоторепортажем у нас часто называют все, что сделано фоторепортером, включая в фоторепортаж фактически все существующие в фотографии жанры, то есть отождествляя понятие «фоторепортаж» с фотографией в целом. Это лишает фоторепортаж его истинного значения и создает путаницу в теории, вредно отражающуюся и на практике фотографии.

Каждая область применения фотографии и каждый жанр фотографического искусства имеют свои особенности как в подходе к материалу, так и в использовании изобразительно-выразительных средств. Формы творчества и характер работы над изобразительным решением темы и сюжета меняются в зависимости от задач, стоящих перед автором, и от цели, которая преследуется выполнением данного конкретного фотоснимка.

Так, информационно-репортажный снимок, показывающий событие общенародного значения, например заседание Верховного Совета СССР, является наглядным фотодокументом. Задачи, которые стоят перед автором, и цели, преследуемые таким снимком, заключаются в информировании читателя и зрителя, в сообщении ему определенных точных сведений. Такой снимок должен показывать материал с предельной степенью конкретизации, с документальной точностью.

Эти цели и задачи определяют характер работы над снимком: при изобразительном решении темы фоторепортер не может нарушить смысла и процесса происходящего события во имя своих композиционных целей, как не может и прерывать в интересах съемки естественное течение события или «восстанавливать» то, что он пропустил. Такая «организация» неизбежно приводит к инсценировке, к искажению истины в фотографических снимках, так как в этом случае действие, специально организованное, выдается за событие, якобы фактически происходившее в определенном месте и в определенное время. Понятно, что это совершенно недопустимо в фоторепортаже. Работа над изобразительной формой в репортаже не должна выводить снимок за пределы жизненных фактов, а течение события не может «корректироваться» во имя осуществления композиционных замыслов фоторепортера.

Понятно, что и в информационно-репортажной фотографии ставятся и решаются вопросы изобразительной формы кадра. Ибо неинтересные и слабые по изобразительной форме репортажные снимки, несмотря на их кажущуюся документальность или, скорее, протокольную точность, теряют свое значение убедительного и волнующего фотодокумента.

Специфика подхода к материалу и использования изобразительно-выразительных средств фотографии в репортаже состоит в том, что в основе изобразительного решения репортажного снимка лежит метод выбора. Так, композиционное решение кадра осуществляется здесь выбором точки съемки, определением направления съемки, расстояния от точки съемки до объекта, раккурса, времени съемки, момента съемки.

Репортажная съемка, протекающая в интерьере или на натуре, обусловливает и особенности работы репортера со светом: световое решение снимка возникает также в результате выбора наиболее благоприятного для съемки освещения, то есть выбора времени съемки и направления съемки по отношению к направлению падения основного светового потока. Возможна также корректировка светового рисунка с помощью электрической или отражательной подсветки.

Тональное или колористическое решение кадра в репортаже обусловливается цветовой характеристикой объекта съемки и существующим эффектом освещения и достигается также путем выбора.

Метод выбора — единственный метод подхода к материалу и использования изобразительных средств в фоторепортаже, в котором
исключается всякая организация объекта съемки, могущая привести к инсценировке или фальсификации события.

Создание правдивых и выразительных реиортажных снимков является творческой задачей репортера, в решении которой ему должны помочь знание жизни, политическая грамотность, общая и художественная культура, знание теории и практики фотографии.

Вместе с тем еще бывают случаи, когда в теоретических дискуссиях отстаивается право репортера активно вмешиваться в ход события и при чисто репортажной съемке. При этом в качестве аргументов в пользу выдвинутого положения и удачных примеров организационной работы репортера приводятся такие снимки, как «Где же ошибка?» Дм. Бальтерманца, то есть снимки, действительно хорошо выполненные репортером, но не являющиеся репортажными. Ибо ясно, что это — жанровая фотография.

10Методика работы в этих жанрах иная, чем в фоторепортаже.
Так, в жанровой фотографии появляется возможность некоторой организации объекта съемки,которая заключается в работе над позой и жестом снимаемых людей, в перемещении предметов обстановки, в создании специальных условий освещения и пр. Эта возможность появляется здесь в связи с тем, что жанровые картины не преследуют цели показа конкретного события и прямой информации зрителя. Однако организационная работа, единственной целью которой является возможно более полное раскрытие сущности изображаемого и его выразительный показ, должна проводиться умело и с чувством меры, чтобы не нарушить правдивости снимка.

В портретной фотографии организация объекта съемки и, если можно так сказать, «режиссерская работа» фотографа являются вполне законной формой творчества. С целью раскрытия характера портретируемого здесь тщательно отрабатываются его поза, выражение лица, направление взгляда, положение рук и пр. Часто в кадр специально вводятся элементы обстановки, реквизита, место которых в предметном пространстве и на картинной плоскости точно определяется в соответствии с закономерностями фотокомпозиции.

В таком жанре, как натюрморт, фотограф, заполняя картинную плоскость, имеет возможность полностью организовать объект съемки, точно размещая отдельные его элементы в кадре, координируя их положение относительно съемочного аппарата и относительно друг друга по матовому стеклу или видоискателю.

Следовательно, рассмотренные методы выбора, частичной организации или полной организации кадра
имеют законное право на существование и существуют в различных жанрах фотографии, что связано со спецификой жанров и с особыми требованиями, предъявляемыми к различным снимкам. Каждый из этих методов изобразительного решения темы и сюжета, примененный к композиции снимка соответствующего жанра, позволяет получать интересные и выразительные фотографические картины, в которых актуальное содержание выражается в законченной изобразительной форме.

Но совершенно очевидно, что эти методы не могут произвольно переноситься из одного раздела фотографии в другой, из жанра в жанр, так как при этом нарушается специфика жанра, что на деле приводит к потере правдивости, убедительности, выразительности снимков. Примером тому являются слабые и неубедительные репортажные снимки, в которых автор пытался подменить метод выбора методом частичной организации кадра.

Следует также отметить, что характер взятой темы и сюжета определяет жанр, в котором эти тема и сюжет могут быть решены. Не всякая тема, например, может быть решена средствами репортажа.

Известная работа Дм. Бальтерманца «Где же ошибка?», экспонировавшаяся на выставке цветной фотографии 1954 года, потребовала для своего решения и подбора соответствующего типажа и работы над позой и жестом снимаемых ребят. Такой снимок не мог быть сделан репортажно, он является типичной жанровой композицией со всеми присущими ей особенностями. Автор снимка выступает здесь как жанрист, как художник, изображающий бытовые сцены, и получает интересный по содержанию и изобразительной форме снимок. Эта жанровая композиция снята при специально построенном освещении, обрисовавшем объемные и контурные формы фигур, которые четко выделяются на притемненном фоне.

Специально созданное для фотосъемки освещение приводит в известную гармонию тона снимка, что сообщает ему тональное единство, своеобразный «колорит».

Следовательно, автором снимка здесь умело проведена определен¬ная работа по изобразительной организации материала.
В тех случаях, когда снимок решается репортажно, разобранный выше метод работы над темой и сюжетом применяться не может.

В репортаже полностью исключается какая бы то ни было организация, вмешательство репортера в течение события. Решение задач содержания, композиционное, световое и тональное построение снимка здесь осуществляются исключительно методом выбора, о котором говорилось выше. Иной подход к решению репортажного снимка неизбежно лишает его документальности — главной особенности и важнейшего качества, без которого такой снимок не может существовать.

Это отнюдь не значит, что репортер лишен возможности делать обобщения, изобразительно трактовать материал, то есть получать художественные снимки. Репортажный снимок В. Савостьянова, сделанный на Конгрессе молодежи в Бухаресте, поднимается до большого обобщения. 11На снимке показан тот момент, когда пришло сообщение о перемирии в Корее. Участники конгресса в едином по¬рыве подняли на руки членов корейской делегации, выражая тем свою солидарность с героическим корейским народом.

Снимок, следовательно, поднимает большую тему дружбы народов, их единого устремления в борьбе за мир во всем мире. Автор снимка очень удачно выбрал момент съемки, который раскрывает содержание снимка со всей полнотой и выразительностью. Горизонтальный формат снимка, состоящего из двух частей и являющегося панорамой, позволяет широко охватить событие и показать его массовость. Боковое освещение обрисовывает контурную форму фигур переднего плана, четко отделяя их от фона. Таким образом, репортажный снимок, сохраняя все черты подлинного документа, несет в себе элементы обобщения, эмоциональности и законченной изобразительной формы и, следовательно, приобретает художественность.

Метод решения этого снимка есть метод выбора, и он, как показывает пример, дает возможность художественного решения темы.
Таковы особенности использования изобразительно-выразительных средств, таковы методы подхода к материалу, методы построения кадра в различных жанрах и областях применения фотографии.

Дыко, Головня. Фотокомпозиция (Москва, 1955)

Разрешается использование контента в любых целях, при условии сохранения ссылки на источник.

Добавить комментарий

Войти с помощью: