Изобразительная форма снимка в фотографии

Фотография обладает богатейшими возможностями отражения и познания окружающей нас действительности.

Советская фотография — наследница лучшего, что было в русской и зарубежной фотографии конца прошлого и начала нынешнего века. Русская фотография развивалась самостоятельным путем и утвердилась как серьезный культурный и общественный фактор. Можно смело сказать, что именно русские фотографы первыми встали на путь реализма в фотографии, открыли фотографию как новый своеобразный вид изобразительного искусства и показали ее художественно-изобразительные возможности.

Знаменитый фотограф С. Л. Левицкий (1819—1898) не раз получал медали на русских и международных фотографических выставках за художественные достоинства своих портретных и видовых снимков. Широко известны портреты Гоголя, Гончарова, Тургенева, Л. Н. Толстого, Григоровича, Островского и других выдающихся деятелей русской литературы и искусства работы С. Л. Левицкого.

Выдающиеся мастера фотографии А. О. Карелин (1837—1906), М. П. Дмитриев (1853—1938), С. А. Лобовиков (1870—1941) и многие другие высоко подняли искусство русской фотографии.

Связанные с русской прогрессивной общественностью и находясь под влиянием художников-передвижников, они развивали • художественные возможности фотографии и не только дали галлерею портретов известных русских писателей, артистов и художников, но и сумели в ряде интереснейших фотографических снимков отобразить жизнь русского народа. Лучшие работы мастеров русской фотографии, например «Милостыня» А. О. Карелина 1«Домовница» С. А. Лобовикова (фото) 2вошли в художественный фонд русской и советской фотографии.

Фотография выработала свои специфические изобразительные формы, свою методику работы над темой и сюжетом. Полноценный фотографический снимок показывает типичные явления и события реальной действительности правдиво, выразительно, художественно-впечатляюще.

Но деятели фотографии не ограничиваются изучением только совершенных произведений самой фотографии, ее лучших образцов, освоением творчества русских и советских фотомастеров и прогрессивных деятелей фотографии зарубежных стран; они внимательно знакомятся с особенностями и закономерностями других изобразительных искусств, и в первую очередь живописи.

Композиция, эффекты освещения и колорит в произведениях живописи дают богатейший материал для фотографов. Конечно, речь идет здесь не о копировании, подражании или простом воспроизведении композиций наших лучших мастеров-живописцев, но о преемственности, понимании русской живописной национальной культуры, восприятии и развитии лучших традиций русского и зарубежного искусства. Разумеется, законы живописи не могут быть механически перенесены в фотографию, и «живописность» должна быть совершенно по-новому рассмотрена для фотографических композиций.

Изобразительная культура живописи, ее богатейший опыт работы над колористическим решением красочных полотен помогают развитию и совершенствованию цветной фотографии.

Формализм отрывает искусство от общественной жизни и форму от содержания, считая форму единственно важным элементом в искусстве. Вычеркнув главное, ради чего существует произведение искусства, — содержание, формалисты принесли в фотографию неоправданные ракурсы, произвольные световые построения, трюкачество. И чем необычнее выглядит снимок, тем «художественнее» кажется он формалистам. Это приводит к полному искажению действительности в такого рода фотографических снимках, являющихся, по существу, ребусами, загадками.

В портретной фотографии формалисты отказываются от необходимости получения сходства изображения с оригиналом и прибегают к использованию необычных раккурсов, искажающих пластические формы лица, к надуманным эффектам освещения, к композиционным построениям, основанным на показе в кадре лишь части лица человека, и пр.

Примерами подобного формалистического изображения может служить фото, где утерян всякий здравый смысл,3 фото, где найдена предельно заумная изобразительная форма для разработки темы «Дождливый день», 5вся характеристика которого сведена к показу капель воды, скатывающихся по стеклу.
И не случайно, что, в конечном итоге, формалисты приходили к полным абстракциям, в которых фотографическое изображение реаль- ных предметов подменялось непонятными комбинациями тональных пятен и линий (фото).4Приведенные фотоснимки ясно показывают, что отказ от всякого содержания и увлечение «чистой» формой, разрыв формы и содержания неизбежно приводят формалистов к разрушению самой формы.Другим ложным направлением в искусство фотографии является натурализм.

Чаще всего определяющим признаком натурализма считают обилие и выписанность деталей, то есть передачу мельчайших подробностей изображаемого объекта и чисто протокольное копирование действительности без какого-либо отбора материала, без деления элементов изображения на главные и второстепенные.
Однако это скорее внешние гроявления натурализма, суть же его состоит в стремлении поставить в центр внимания искусства мелкое, частное, незначительное, что ведет к попыткам навязать этому мелкому и незначительному несвойственную ему значимость.

Натурализм считает, что искусство не должно ни осуждать, ни пропагандировать явления действительности, а призвано только констатировать, то есть слепо фиксировать то, что попадает в поле зрения художника. Натурализму, следовательно, свойственно пассивное отношение к действительности, игнорирование типических явлений.

Натурализм, как и формализм, чужд и враждебен советскому фотоискусству, так как он принижает действительность, дает о ней лишь одностороннее представление. Таким образом, натурализм на деле при-водит к искажению действительности, и это общее, что роднит его с формализмом.

Формализм и натурализм выступают против идейного содержания искусства, но формализм ведет эту борьбу открыто, а натурализм часто пытается выступать под видом реализма, маскируясь тем, что он якобы всячески стремится к достижению «полного сходства» предметов, изображенных на полотне или на фотоснимке, с предметами реальной действительности. Однако точное копирование, слепое следование натуре не является предпосылкой для создания художественного произведения.
В чем же состоит различие между натурализмом и реализмом, который также не отрицает необходимости детализации изображения, индивидуализации образа»?

В произведении реалистического искусства деталь представляет собой лишь конкретизацию, разработку и уточнение общего, то есть предполагает наличие идеи и темы, для всестороннего выражения которых художник прибегает к детальному показу происходящего, конкретных людей, конкретной обстановки, с единственной целью их выразительного изображения средствами своего искусства.

Основоположники марксизма учат, что только понимание социального смысла событий может помочь художнику изображать действительность в ее наиболее существенных, важных проявлениях, но они реши-тельно боролись против такой индивидуализации образа, «…которая сводится к мелочному умничанию и составляет существенный признак выдыхающейся литературы эпигонов» .

Реалистическое направление советской фотографии устранило со своего пути чуждые ему натуралистические тенденции и утвердило показ главных, ведущих, типических черт действительности, как основной свой принцип.
Однако натурализм в фотографии сказывается иногда не как сознательная творческая установка, а как следствие незнания основ композиции и светового построения фотографического кадра, как следствие слабого владения мастерством.

Неумение отобрать существенные черты действительности, правильно построить снимок, выразительно осветить объект съемки, использовать закономерности линейной и тональной перспективы для раскрытия темы часто приводит к тому, что фотограф лишь механически копирует действительность, фиксирует в фотоснимке все, что попадает в поле зрения объектива.
Непродуманная точка съемки, невыразительные условия освещения, случайный обрез кадра делают такую фотографию малоубедительной, натуралистической.

Фото убедительно подтверждают все вышесказанное. 6Оба снимка посвящены одной и той же теме, имеют общее название «Ручей», по в первом из них тема решена изобразительно плохо, тогда как во втором изобразительно-выразительные средства фотографии использованы правильно.7
В первом случае автор с безразличием зафиксировал все, что попало в поле зрения объектива фотоаппарата: главное не отделено от второстепенного, и снимок с одинаковой натуралистичностью воспроизводит и необходимое и случайное. Кадр загроможден множеством ненужных деталей, рассеянный свет равномерно освещает весь объект съемки. В результате снимок получился пестрым и вместе с тем унылым и неинтересным.

Отсюда видно, что механическое копирование действительности с помощью фотографического аппарата, натуралистическая фиксация объекта съемки далеки от подлинного искусства.

Второй снимок свидетельствует о творческом отношении автора к решению заданной темы. Правильно выбранная точка съемки и высокий горизонт в кадре позволяют видеть извилистое русло ручья, линия которого удачно вписана в рамку кадра. Правильно определена и крупность плана. Удачно выбраны условия освещения: контровой свет выразительно отрабатывает фактуры водной поверхности, солнце закрыто полупрозрачным слоем облаков, и потому блики на воде мягки, гармонично сочетаются с общей несколько приглушенной тональностью снимка.

При композиционном решении кадра автор совместил его смысловой и зрительный центры: главное — ручей — занимает центральную часть снимка, сюда же приходится и световой акцент.

Благодаря такому построению кадра внимание зрителя сразу же привлекается к главному, а второстепенные элементы пейзажа хотя и участвуют в общем решении темы, но занимают при этом соответ-ствующее им место.
Таким образом, от характера фотографического изображения будут зависеть и выразительность и степень убедительности снимка.

Дыко, Головня. Фотокомпозиция (Москва, 1955)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.