goldberg

Эмануэль Голдберг (1881-1970)

Организация Zeiss Ikon была образована в 1926 в результате слияния четырех компаний. Эмануэль Гольдберг был одним из архитекторов слияния, и от самого начала, до 1933, глава Zeiss Ikon. 

Эмануэль Голдберг родился в 1881 году в Москве в семье полковника медицинской службы Григория Игнатьевича Голдберга, еврея по национальности. Мать Эмануэля, Ольга Моисеевна Гродшенка была немкой.

Эмануэль Голдберг получал образование среди выходцев московской интеллигенции, учителя были наняты в Германии. Учеба шла хорошо, и Эмануэль окончил школу с серебряной медалью. Еще с детства он хотел стать инженером, мечтая увеличивать производительность труда с помощью технических приспособлений. Продолжив обучение в императорском технологическом институте в Москве, разработал усовершенствованное цинкование и получил патент, который благодаря его лицензированию в Германии привел к известности Эмануэля. С 1900 по 1904 год он учился в университетах в Германии, в Лейпциге, в Кенигсберге, и в Геттингене.

goldberg

В 1904 году Голдберг был вынужден уехать из России в Германию, избегая антисемитизма в России. В это время Роберт Лютер стал научным руководителем Голдберга, и Голдберг закончил обучение с отличием. После года с Адольфом Мите в фотохимической лаборатории Технического университета в Шарлоттенбурге, женился на Соне Посняк, которой посвящал докторские диссертации и разработки. Она была студенткой музыкального училища из Нижнего Новгорода, играла на рояле, а он на флейте. С 1907 Голдберг учитель в “Королевской Академии графических искусств и печати г. Лейпциг”, обучал технологии производства. Профессор сделал многочисленные изобретения и опубликовал много научных статей.

Наиболее важными из них являлись “Анализ эффекта муара”, “Производство нейтральных серых клиньев из желатина”, “Автоматическое определение характеристической кривой” (в которой Голдберг касается правильного значения яркости тона во время процесса копирования). В 1926 году почти сто научных и технических публикации появились от его имени. Он кратко привел несколько исследований в признанных в последствии, нескольких книгах, но часть материалов по каким-то причинам, не была опубликована изначально.

Как учитель, Голдберг имеет обучающие объекты и модели, разработанные для объяснения фотографических процессов. К слову, на международной выставке фотографического искуссства в Дрездене в 1909 они были особенно сенсационными. В то время он получил свои редкие рекомендательные письма. Возможно, Голдберг основал с этими объектами фото-музей в Лейпциге в 1915 году, но следов этого не было обнаружено.

Во время Первой мировой войны Роберт Лютер был сержантом в воздухоплавательном батальоне на французском фронте. Голдберг, хоть не солдат, пошел, чтобы помочь на фронте к своему начальнику Лютеру. Советами Голдберга по аэрофотосъемке, и фотографии с дирижаблей очень впечатлился Эрнст Вандерлеб, из Carl Zeiss Jena.

В 1917 Голдберг занят на полный рабочий день в Carl Zeiss Jena, и становится директором компании ICA в Дрездене. Он должен был развивать военную продукцию для ICA, но Германии запрещалось вести военные разработки мирными соглашениями, по результатам первой мировой войны. Именно в то время Голдберг создал кинокамеру для массового производства, и назвал ее Kinamo. Продажи шли не очень хорошо, и немногие камеры были куплены, так как считалось, что киносъемкой могут заниматься только профессионалы. Чтобы разрушить этот миф, и показать, как на самом деле это просто, Голдберг снял серию небольших фильмов с его собственной семьей в главной роли. Копии были переданы в Photohaendler из Zeiss Ikon, и клиенты компании смогли видеть эти ролики. Голдберг надеялся, что клиенты будут рады создавать “домашнее видео”. И не прогадал. Огромное количество кинокамер было продано, – устройство в буквальном смысле взорвало потребительский рынок.

На шестом Международном конгрессе по фотографии в 1925 году, Голдберг распространил микрофотографию размером 0,03 миллиметра. Линии в одну тысячную миллиметра были также читабельны (в довоенное время было популярным хранение архивов на микрофильмах).

В двадцатые годы 20 века, Голдберг предвидел, что электроника популяризирует и продвинет фотографию и кинематограф. С помощью Radio DS Loewe, Baird Television, и Robert Bosch AG Голдберг основал в 1929 году, Goldberg Fernseh AG с уставным капиталом в 100000 рейхсмарок. Компания занималась производством теле, фото и кинооборудования, и была известна как FESE, исходя из сокращенного названия. На сегодня эта компания называется Digital Film Technology.

VIII Международный конгресс по научно-практической фотографии в Дрезден в 1931 организовали Голдберг, Роберт Лютер и Джон Эггерт. На этом съезде Лютер и Голдберг предложили стандарт для измерения светочувствительности, обсуждение которого преобладало в дискуссии. Также на съезде Голдберг проводит лекцию “Новые пути технологии фотографических регистров” и демонстрирует свою “статистическую машину”. Собственно, первая машина, способная искать, сортировать, и выводить пользователю запрошенные данные, задействуя логику, механику и электронику.

Устройство хранило и обрабатывало введенные в нее микрофильмы. Сам Голдберг считал статистическую машину делом всей своей жизни. Подобное устройство пытался сделать Ванневар Буш (Memex), но так получилось, что его фантазии на эту тему были замечены большей аудиторией, чем уже готовый к производству аппарат Голдберга. Однако, патенты Эмануэля помешали запатентовать Бушу свою машину для поиска.

В апреле 1933 года Голдберг был насильно выдворен из директорского кресла Zeiss Ikon группой “легионеров” НСДАП на допрос, и после трехдневного пребывания с несоответствующим к человеку обращением, был вынужден покинуть Германию. Эмануэль четыре года был директором филиала Zeiss Ikon Ikonta в Париже, но без возможности нормально работать.

В 1937 году Хаим Вейцман, русский химик, тоже еврей, вдохновил Голдберга на новое начало в Палестине. В Тель-Авиве Голдберг основал лабораторию точного машиностроения Goldberg Instruments Ltd. Из-за отсутствия специалистов, Голдберг создал программу обучения, основываясь на опыте и знаниях, полученных в Германии.

Голдберг умер в 1970 году. Его лаборатория в Палестине сегодня до сих пор функционирует,  и называется сейчас El-Op.

Информацию об этом человеке найти нелегко, не смотря на то, что он сделал для индустрии и человечества в целом. Отсутствие информации обусловлено тем, что большая часть работ была сожжена самим Голдбергом при жизни, а также, была уничтожены бомбёжками союзной авиации Дрездена и наводнением в Израиле.  Лучшие источники, которые были выявлены зарубежными писателями и журналистами – это Бюллетени Научно-исследовательского совета Израиля, интервью в Popular Photography, и запись в Международном биографическом словаре из Центра европейских эмигрантов. Другие весьма скупы и однообразны. Аспекты его работ можно найти с помощью индексов стандартных научных работ по, в том числе, фотографии. Наиболее полно и интересно рассказал в нескольких своих материалах об этом человеке профессор института Беркли, Майкл Бакланд (номер одного из материалов – ISBN 0-313-31332-6). Данные работы вы можете без труда найти на просторах зарубежного интернета. Оригинал выше приведенного текста был опубликован в компании Цейсс на ее 75-летие.

/2014/04/kompaniya-zeiss-ikon-1926/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *